Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 22 октября 2004 г. N вн 2.2-1/3456
по проекту федерального закона N 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(к 1 чтению)
1. Предлагаемый абзац второй пункта 1 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (подпункт "а" пункта 4 статьи 1 проекта) о принятии решения законодательного (представительного) органа о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта на совместном заседании палат следует исключить как излишний, поскольку он дублирует пункт 5 статьи 5 (в редакции законопроекта).
2. В соответствии с редакцией нового пункта "д'" (подпункт "в" пункта 4 статьи 1 проекта) предусматривается возможность организации высшим должностным лицом субъекта по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. На наш взгляд, следует уточнить что понимается под возможностью такого взаимодействия, какие полномочия возлагаются на высшее должностное лицо субъекта в связи с этим.
3. В новом пункте 7.1 статьи 18 Федерального закона (подпункт "г" пункта 4 статьи 1 проекта) необходимо уточнить случаи временной невозможности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации исполнять свои обязанности (например, в качестве такового не указана командировка).
4. Согласно новой редакции пункта 9 статьи 19 Федерального закона (подпункт "ж" пункта 5 статьи 1 проекта) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том числе в случае отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его самороспуска. Полагаем, что понятие "самороспуск" поглощается понятием "отсутствие", в связи с чем слова "или его самороспуска" могут быть исключены.
5. Предлагаемый проектом порядок временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления (подпункт "б" пункта 6 статьи 1 проекта) потребует внесения изменений в часть пятую статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую порядок временного отстранения от исполнения обязанностей такого лица в случае предъявления ему обвинения в совершении не любого преступления, а только тяжкого или особо тяжкого преступления.
6. Законопроектом предлагается заменить выборный порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации процедурой наделения полномочиями. Однако при этом не принято во внимание, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" в отношении должности высшего должностного лица предусматривается выборный порядок: согласно статье 6 указанного Федерального конституционного закона первые выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) Пермского края будут проведены в первое воскресенье декабря 2005 года.
7. Обращаем внимание, что принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в ряд федеральных законов, в частности в:
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьей 24.1 которого предусмотрено приостановление службы в указанных органах в связи с избранием высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
- Федеральный закон от 8 августа 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым предусматривается выплата единовременного пособия члену Совета Федерации в связи с прекращением его полномочий согласно вступлению в силу решения о назначении члена Совета Федерации вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (часть девятая статьи 27);
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации", где в Приложении N 12 "Структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации" в разделе "прочие расходы" указаны расходы на выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах", устанавливающий необходимость приостановления службы в указанных органах в связи с избранием высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (статья 22.1);
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающий отсрочку от военной службы и основание для увольнения с военной службы в связи с избранием высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 24, пункты 1 и 3 статьи 51);
- Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающий прекращение полномочий члена Совета Федерации в связи с вступлением в силу решения о назначении членом Совета Федерации вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (статья 9);
- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которым предусматривается участие политической партии в выборах посредством проведения голосования на выборах за выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункт "г" пункта 1 статьи 37), а также используется формулировка "выборы высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации" (пункт 7 статьи 39 и пункт 5 статьи 42);
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", содержащим такое основание увольнения с альтернативной гражданской службы как избрание высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
8. По законопроекту имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера, которые переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.