Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2004 г. N 2.2-1/3868 по проекту Жилищного кодекса Российской Федерации N 51708-4
(второе чтение)
Рассмотрев по поручению Комитета от 18 ноября 2004 года проект Жилищного кодекса Российской Федерации N 51708-4, Правовое управление сообщает.
1. Пункты 3, 4, 5 и 7 статьи 13 проекта устанавливают компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, которая отнесена статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом предусматриваемые данными пунктами проекта полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации не указаны в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно пункту 7 статьи 26.3 вышеназванного Федерального закона федеральный закон, устанавливающий не указанные в пункте 2 статьи 26.3 полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должен отвечать установленным в указанном пункте 7 требованиям. Однако представленный законопроект данным требованиям не соответствует, в частности: не определены права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права и обязанности федеральных органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, не определен порядок представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности об осуществлении соответствующих полномочий и т.п.
2. Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 и статье 23 проекта к компетенции органов местного самоуправления отнесено принятие решения о переводе помещений в жилые или нежилые помещения. Согласно части I статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. При этом статьи 14-16 указанного Федерального закона, определяющие вопросы местного значения, не относят к вопросам местного значения принятие решения о переводе находящихся в частном и государственном жилищных фондах помещений в жилые или нежилые помещения.
Согласно части 6 статьи 19 указанного Федерального закона федеральный закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен отвечать установленным в данной части требованиям. Однако представленный законопроект данным требованиям не соответствует, в том числе не содержит способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетом из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий и т.д.
В этой связи обращаем внимание на то, что согласно части 2 статьи 20 указанного Федерального закона признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 указанного Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.
Аналогичные замечания относятся к пункту 7 части 1 статьи 14 и статьям 26, 28, 29 проекта о компетенции органов местного самоуправления в области переустройства и перепланировки жилых помещений, пункту 3 части 1 статьи 14, части 2 статьи 50, статье 52 проекта о компетенции органов местного самоуправления по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда, статье 107 о полномочиях органов местного самоуправления по утверждению порядка, условий предоставления жилых помещений и пользования жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения, находящихся в государственном жилищном фонде, части 3 статьи 156 о полномочиях органов местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и других размеров платы в отношении не находящихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений, статье 161 проекта об обязанностях органов местного самоуправления по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации и заключению с ней договора (часть 4), ознакомлению всех собственников помещений в многоквартирном доме с содержанием заключенного договора (часть 5), созыву собрания собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 6), выбору управляющей организации на основании судебного решения (часть 7), а также статье 165 о создании органами местного самоуправления условий для управления жилыми домами.
3. В соответствии со статьей 53 проекта граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действие, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принимаются на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанного намеренного действия. В этой связи не ясно, будет ли являться намеренным действием, например, рождение ребенка, заключение брака и т.д.
4. Более четкого регулирования требуют обязательства участников отношений по социальному найму жилого помещения в части его ремонта. Так, согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 65 проекта наймодатель "принимает участие в ремонте общего имущества многоквартирного дома" и осуществляет "капитальный ремонт жилого помещения", а в части 2 статьи 66 наймодатель несет ответственность за неисполнение обязанностей по проведению капитального ремонта, в том числе и общего имущества.
5. Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.