Пояснительная записка
Проект федерального закона "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает следующие новации:
- снижение налогового бремени на доходы деятелей культуры и искусства (увеличение нормативов затрат примерно в 1,5 - 2,0 раза);
- введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.
Предложения в части снижения налогового бремени на доходы деятелей науки, культуры и искусства обосновываются следующими причинами:
- ростом расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (большинство творческих работников создают произведения в творческих мастерских или дома);
- снижением платежеспособного спроса на такие произведения в связи с крайне низкими ассигнованиями из бюджета или со стороны частных инвесторов;
- ростом прямых и косвенных расходов на материалы, оборудование, транспортные расходы и другие услуги.
Итогом низких нормативов затрат, ранее установленных статьей 221 Налогового кодекса, стало общее снижение качества произведений культуры и искусства, заполнение рынка низкопробными поделками, снижение объемов научных разработок и их внедрения в производство, ориентация талантливых деятелей культуры и науки на работу за рубежом.
Выпадающие доходы бюджета от увеличения нормативов затрат по указанным видам деятельности не поддаются прямому расчету из-за отсутствия статистических данных. Но введение таких мер будет способствовать росту качества и объемов работ, выполняемых в области науки, культуры и искусства, что повлечет соответствующее увеличение доходной базы и налоговых платежей со стороны потребителей таких работ и услуг.
Предложения в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц также основаны на том подходе, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.
Предлагаемые новации предусматривают:
- снижение ставки налога с 13 до 6 процентов для тех категорий граждан, доходы которых ниже реальной стоимости прожиточного минимума и не превышают 60 000 рублей в год (или в среднем 5 000 рублей в месяц). К ним относятся абсолютное большинство работников науки, культуры, образования, здравоохранения. Доходы этой категории граждан составляют 14,9% от общих облагаемых налогом доходов населения (это примерно 60,5 процентов от общего числа налогоплательщиков);
- оставление ставки 13 процентов для категорий граждан с доходами от 60 001 до 360 000 рублей в год (или в среднем от 5001 до 30 000 рублей в месяц);
- увеличение ставки налога с 13 до 20 процентов для категорий граждан с доходами от 360 001 до 1 200 000 рублей в год (или в среднем от 30 001 до 100 000 рублей в месяц);
- увеличение ставки налога с 13 до 30 процентов для высокодоходных категорий граждан с доходами свыше 1 200 001 рублей в год (или в среднем 100 000 рублей в месяц).
Предлагаемая дифференцированная шкала налогообложения выбрана с учетом наиболее равномерного перераспределения налоговой нагрузки, целевой ориентации на улучшение финансового положения большинства граждан страны, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а также гарантированного перекрытия выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан.
Реальное увеличение ежемесячных доходов граждан, имеющих доходы в среднем до 5 тысяч рублей в месяц, при принятии настоящего законопроекта составит до 350 рублей (это около 30 процентов платы за жилье и коммунальные услуги в расчете на малогабаритную трехкомнатную квартиру).
Перераспределение выпадающих налоговых доходов на более высокодоходные категории граждан позволит не только компенсировать, но и увеличить поступления в бюджетную систему страны.
При этом выиграет и потребительский рынок страны, т.к. снижение ставки налога для 60,5 процентов населения высвободит существенный объем средств для приобретения товаров и услуг повседневного спроса.
В свою очередь, увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан также будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что позитивно скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке.
Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения в законодательстве большинства зарубежных стран, в частности - США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов.
Финансово-экономическое обоснование
По предложениям в части снижения налогового бремени на доходы деятелей науки, культуры и искусства:
Выпадающие доходы бюджета от увеличения нормативов затрат по указанным видам деятельности не поддаются прямому расчету из-за отсутствия статистических данных. Но введение таких мер будет способствовать росту качества и объемов работ, выполняемых в области науки, культуры и искусства, что повлечет соответствующее увеличение доходной базы и налоговых платежей со стороны потребителей таких работ и услуг.
По предложениям в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц:
Снижение ставки налога с 13 до 6 процентов для тех категорий граждан, доходы которых не превышают в среднем 5 000 рублей в месяц (это большая часть работников образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения) повлечет реальное увеличение их ежемесячных доходов до 350 рублей. Это составляет около 30 процентов платы за жилье и коммунальные услуги в расчете на малогабаритную трехкомнатную квартиру. Эти доходы целиком и полностью используются на рынке потребительских услуг и будут возмещены налоговыми платежами со стороны его экономических агентов.
Перераспределение выпадающих налоговых доходов на более высокодоходные категории граждан позволит не только компенсировать, но и увеличить поступления в бюджетную систему страны.
Кроме того, увеличение ставки налога для высокодоходных категорий граждан будет положительно влиять на отечественных производителей потребительских товаров и услуг в части некоторого снижения спроса на импортные аналоги.
Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения в законодательстве большинства зарубежных стран, в частности - США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов.
Расчет реально облагаемого дохода по группам населения (на основании статистических данных за январь-март 2004 г.)
Табл. 1
Группы населения с доходами руб\мес |
Процент от общей численности экономически активного населения |
Расчетная численность групп населения млн. чел |
Расчетный средний доход руб\мес |
Суммарный доход по группам населения млн. руб |
Расчетный облагаемый налогом суммарный доход (к = 0,5) млн. руб |
Реально облагаемый доход (70% от расчетного облагаемого дохода) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
До 1000 | 3,1 | 2,24 | 800 | 1792 | 896 | 627,2 |
1001 - 1500 | 6,1 | 4,40 | 1250 | 5500 | 2750 | 1925,0 |
1501 - 2000 | 7,9 | 5,70 | 1750 | 9975 | 4987,5 | 3491,2 |
2001 - 3000 | 16,9 | 12,20 | 2500 | 30500 | 15250 | 10675,0 |
3001 - 4000 | 14,8 | 10,69 | 3500 | 37415 | 18707,5 | 13095,3 |
4001 - 5000 | 11,7 | 8,45 | 4500 | 38025 | 19012,5 | 13308,7 |
Итого | 60,5 | 43,86 | 123207 | 43122,4 | ||
5001 - 7000 | 15,7 | 11,34 | 6000 | 68040 | 34020 | 23814 |
Более 7000 | 13,8 | 10,00 | 38653 | 386533 | 193266,5 | 135286,6 |
Группа максимальных доходов |
10 | 7,2 | 247620 | 123810 | 86667,0 | |
Всего | 100 | 825400 | 412700 | 288890 |
Численность экономически активного населения - 72,2 млн.чел.
Общие доходы населения составили в марте 2004 г. 825,4 млрд. рублей.
На долю 10 процентов наиболее высоко оплачиваемого населения приходится 30 процентов всех доходов.
Денежные доходы от оплаты труда составили в первом квартале 2004 г. примерно 50% от общей суммы доходов.
Коэффициент собираемости (70%) принят по итогам сравнения расчетных сумм налога и реального его поступления.
Расчетные суммы налоговых поступлений при различных ставках налогообложения
Табл. 2 (млн. рублей)
Группы населения с доходами руб\мес |
Реально облагаемый доход (70% от расчетного облагаемого дохода) |
Расчетная сумма налога по ставке 13% |
Расчетная сумма налога при ставке 6% |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 1000 | 627,2 | 81,5 | |
1001 - 1500 | 1925,0 | 250,2 | |
1501 - 2000 | 3491,2 | 453,9 | |
2001 - 3000 | 10675,0 | 1387,7 | |
3001 - 4000 | 13095,3 | 1702,4 | |
4001 - 5000 | 13308,7 | 1730,1 | |
Итого | 43122,4 | 5605,8 | 2587,3 |
5001 - 7000 | 23814 | 3095,8 | |
Более 7000 | 135286,6 | 17587,3 | |
Группа максимальных доходов |
86667,0 | 11266,7 | |
Всего | 288890 | 37555 |
При переходе групп населения с доходами до 5000 рублей в месяц (они располагают 14,9% всех облагаемых налогом доходов) на ставку налога 6% выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составят:
5605,8 - 2587,3 = 3018,5 млн. рублей или около 5% от ежемесячно образуемого профицита федерального бюджета.
Перенос налогового бремени через увеличение шкалы налогообложения на высокодоходные группы населения (20% - для доходов в среднем от 30 000 до 100 000 рублей в месяц и 30% - для доходов свыше 100 000 рублей в месяц) перекроет выпадающие налоговые поступления примерно в 4 - 5 раз.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации" потребует приведения в соответствие с ним нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.