Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 октября 2004 г.
на проект федерального закона N 338437-3 "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за неиспользование земельного участка в установленном порядке)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Волгоградской областной Думой.
Законопроектом предлагается внести дополнение в статью 8.8 Кодекса, устанавливающую ответственность за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, в части установления ответственности за неиспользование земельного участка в установленном порядке.
Целью предлагаемого дополнения является повышение эффективности государственного контроля за использованием земель.
Рассмотрев законопроект, сообщаем следующее:
Правоотношения в рассматриваемой области регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 45-47, 54) и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 6).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком является неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
В настоящее время такая ответственность не установлена.
Учитывая необходимость повышению эффективности государственного контроля в сфере использования земель и наличие правового основания для установления административной ответственности за указанное правонарушение, концепция законопроекта может быть поддержана.
Вместе с тем, следует отметить, что проектируемый состав правонарушения нуждается в уточнении в части указания срока и целей использования земельного участка, то есть на предмет приведения его в соответствие с требованиями подпункта 4 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, представляется возможным провести соответствующую доработку при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 12 октября 2004 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.