Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 27 октября 2004 г. N вн 3.8-16/1159
на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в рамках реализации Основных мероприятий административной реформы в Российской Федерации на 2003-2004 годы и разработан с учетом положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
Проведение эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соблюдения баланса законных интересов производителей и потребителей с учетом современного уровня и проблем развития российской экономики, а также норм международного конкурентного права.
В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование правовых основ государственного контроля за масштабами и уровнем экономической концентрации на рынках товаров и услуг при одновременном ужесточении санкций, в том числе штрафов за нарушение антимонопольных требований и повышении эффективности контроля за соблюдением этих требований. Требуется переход от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при проведении антимонопольного контроля, упрощение процедур антимонопольного контроля.
За последние годы наметилось серьезное отставание действий антимонопольных органов от реального усиления монополий, увеличение количества антимонопольных действий, которые относятся, главным образом, к слияниям и поглощениям компаний малого и среднего бизнеса.
Анализ выявленных за последние годы нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на рынке и необоснованным повышением цен и раскручиванием инфляции, показал, что большая их часть приходится на субъекты естественных монополий (свыше 80 процентов), стоимость активов которых (и отдельно, и в рамках соответствующих групп) существенно (в сотни и тысячи раз) превышает пороговое значение, определенное Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Остальные нарушения также относятся в целом к хозяйствующим субъектам (прежде всего в сфере инфраструктуры), обладающим активами, стоимость которых превышает установленное данным законом пороговое значение.
В связи с этим законопроектом предусматривается следующее увеличение указанной величины пороговых значений стоимости активов:
хозяйствующих субъектов, чьи сделки и иные действия совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, - до 30 млн. минимальных размеров оплаты труда (3 млрд. рублей). В настоящее время величина указанного порогового значения составляет 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (20 млн.рублей);
хозяйствующих субъектов, о сделках и иных действиях которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, - до 2 млн. минимальных размеров оплаты труда (200 млн. рублей). В настоящее время величина указанного порогового значения составляет 100 и 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (10 и 20 млн.рублей).
В результате принятия законопроекта существенно (в 150 раз) повысится пороговое значение стоимости активов хозяйствующих субъектов, для сделок и действий которых необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа. Это повлечет за собой снижение количества ходатайств хозяйствующих субъектов в антимонопольные органы, поскольку в отношении существенной части хозяйствующих субъектов отпадет необходимость в осуществлении предварительного антимонопольного контроля, который будет заменен уведомительным порядком.
Соответственно, это позволит антимонопольным органам более тщательно изучать каждое дело по слиянию и поглощению компаний, эффективно контролировать крупный бизнес и выявлять возможный сговор по установлению доминирующего положения на рынках, а также необоснованному росту цен на рынках товаров и услуг.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.