Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Результаты ежегодно проводимых проверок как правоохранительными, так и контролирующими органами, свидетельствуют о распространенности правонарушений, допускаемых в отношении средств бюджетов всех уровней.
Наиболее часто встречающимися являются правонарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом (несвоевременным) возвратом в бюджет средств, полученных на возвратной основе, неперечислением (несвоевременным) перечислением платы за использование бюджетных средств, полученных на возмездной основе.
Так, только Контрольно-ревизионным управлением Минфина России в Томской области в 2003 году были выявлены факты нецелевого использования средств бюджетов всех уровней на сумму 65,49 млн.рублей. При этом только по результатам рассмотрения 7 протоколов об административных правонарушениях был наложен административный штраф.
Наиболее подвержены правонарушениям средства бюджетов муниципальных образований, которые в большинстве своем (Томская область не является исключением) дотационные, что усугубляет ситуацию. Из общей суммы средств, использованных не по целевому назначению, 36,24 млн.рублей составили средства местных бюджетов, из которых только 2,2 млн.рублей были восстановлены в бюджеты.
Совершение перечисленных нарушений не только сказывается на эффективном выполнении задач и функций государства и местного самоуправления, но и зачастую наносит реальный ущерб бюджетам.
Как показывает практика, выявление подобных нарушений происходит на стадии последующего контроля, который, как правило, осуществляется в следующем за отчетным финансовом году. Истечение длительного времени с момента совершения нарушения до его выявления способствует избежанию установленной законом ответственности виновных лиц.
Предлагаемое определение периода совершения правонарушений и момента их окончаний позволит органам финансового контроля в полной мере реализовывать свои полномочия по привлечению виновных к ответственности. А полномочие прокурора по обращению в арбитражный суд с иском в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования о взыскании денежных средств в бюджет соответствующего уровня, позволит решать часть задач органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджетных правоотношений, направленных на экономное и эффективное использование средств бюджета, и добиваться реального возмещения средств в бюджет.
Изменение в Бюджетный кодекс Российской Федерации
N п/п |
Текст закона, к которому предлагается изменение |
Автор | Содержание изменения |
Новая редакция текста закона с учетом изменения |
Результат рассмотре- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Статья 283. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. |
Государст- венная Дума Томской области |
Дополнить статью 283 частью 2 |
Статья 283. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. 2. Нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, либо невозвратом (несвоевременным возвратом) бюджетных средств, а равно неперечислением (несвоевременным перечислением) платы за их использование, относятся к категории длящихся правонарушений и считаются оконченными соответственно: с момента возврата суммы средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет либо направления для использования по целевому назначению; возврата в бюджет сумм, полученных на возвратной основе; перечисления платы за использование бюджетных средств. |
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
N п/п |
Текст закона, к которому предлагается изменение |
Автор | Содержание изменения |
Новая редакция текста закона с учетом изменения |
Результат рассмотре- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. |
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. |
Государст- венная Дума Томской области |
Статью 15.14 дополнить примечанием |
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Периодом нецелевого использования средств бюджета признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления, до момента их возврата в бюджет или направления для использования по целевому назначению. |
|
2. |
Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе Нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. |
Государст- венная Дума Томской области |
Статью 15.15 дополнить примечанием |
Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе Нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, относящееся к категории длящихся административных правонарушений, считается оконченным с момента возврата средств в бюджет. |
|
3. |
Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами Неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. |
Государст- венная Дума Томской области |
Статью 15.16 дополнить примечанием |
Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами Неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами, относящееся к категории длящихся административных правонарушений, считается оконченным с момента перечисления указанной платы в бюджет. |
Изменение в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
N п/п |
Текст закона, к которому предлагается изменение |
Автор | Содержание изменения |
Новая редакция текста закона с учетом изменения |
Результат рассмотре- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Статья 52. Участие в деле прокурора 1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. 2. Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители. 3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. 4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. 5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. |
Государст- венная Дума Томской области |
Дополнить часть первую статьи 52 абзацем пятым |
Статья 52. Участие в деле прокурора 1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования о взыскании денежных средств в бюджет соответствующего уровня. 2. Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители. 3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. 4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. 5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие предлагаемого федерального закона не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
законов и иных правовых актов, отмены, изменения или принятия которых потребует принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация предлагаемого федерального закона не потребует отмены, изменения действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.