Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Замечания по статье 1 проекта.
1. По нашему мнению, целесообразно уточнить перечень составов административных правонарушений, за которые предполагается назначать такое административное наказание, как административное приостановление деятельности. Так, если противоправное деяние признается общественно опасным в смысле возможности назначения за его совершение указанного наказания, например, за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 (как общий случай), логично аналогичную меру вводить и за аналогичные правонарушения, выделенные в отдельные статьи (например, статья 8.32).
Исходя из указанного соображения, а также из того, что в Кодексе имеются составы, схожие с перечисленными в проекте составами административных правонарушений, совершение которых может повлечь за собой столь же вредные последствия, полагаем возможным рассмотреть вопрос о включении административного приостановления деятельности в санкции, например, статьи 6.14 (ср. с частью 2 статьи 14.4), частей 1, 4, 5 статьи 8.13 (ср. с частью 3 статьи 8.21 и частью 2 статьи 8.31), статьи 9.6 (ср. со статьей 8.2 и с частью 1 статьи 9.4) статьи 11.5, части 1 статьи 20.6.
2. По нашему мнению, изменения, вносимые в санкции частей 1 и 2 статьи 9.1 (пункт 20 статьи 1 проекта), следует уточнить, поскольку, как следует из текста Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов осуществляется только организациями.
3. Новая редакция части 2 статьи 23.1 (пункт 35 статьи 1 проекта) нуждается в уточнении: из текста следует исключить указание на часть 2 статьи 13.4, поскольку статья 13.4 в части 2 уже указана; текст следует дополнить указанием на части 2 и 3 статьи 19.5, поскольку данные части дополняются альтернативной дисквалификацией. Кроме того, из этой части следует исключить статью 12.8 согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 98-ФЗ; перечень статей и их частей после статьи 14.26 до части 2 статьи 18.1 нуждается в уточнении с учетом изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ.
4. Новой статьей 27.16 (пункт 37 проекта) вводится новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности, применяемый согласно части 1 данной новой статьи в случае совершения административного правонарушения, за которое возможно применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то есть сфера применения данной меры ограничена конкретными правонарушениями.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 данной новой статьи применение указанной меры может осуществлять любое должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 составлять протокол об административном правонарушении. То есть формально временный запрет деятельности может применить любое должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы о любых правонарушениях, даже при отсутствии у него полномочий в соответствующей сфере. По нашему мнению, учитывая сказанное, часть 2 новой статьи 27.16 целесообразно конкретизировать.
Также согласно части 1 новой статьи 27.17 (пункт 37 статьи 1 проекта временный запрет деятельности может быть установлен не более чем на copoк восемь часов. При этом не оговаривается недопустимость продления данного срока, либо повторного применения данной меры после его окончания. Вместе с тем в ряде случаев можно подвергнуть сомнению реальную возможность соблюдения не только указанного срока временного запрета как меры обеспечения, но и судебного рассмотрения вообще в силу территориальной отдаленности судов и ограниченных сроков рассмотрения дел об административном приостановлении деятельности, например, при приостановлении и прекращении деятельности на искусственном острове, установке и сооружении, при захоронении отходов и других материалов на континентальном шельфе (см. изменения в Федеральный закон "О континентальном шельфе" в статье 6 проекта).
5. Согласно новой части 4 статьи 28.8 (пункт 38 статьи 1 проекта) протокол об административном правонарушении и протокол о применении в качестве меры обеспечения временного запрета деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления. Вместе с тем, за любое из правонарушений, дополняемых согласно статье 1 проекта новой санкцией, может быть назначено административное наказание в виде штрафа, которые вправе наложить органы, осуществляющие государственный контроль (надзор). Предлагаемый же порядок лишает указанные органы возможности применить административное наказание, соответствующее их компетенции, поскольку требование новой части 4 фактически означает обязательность немедленного направления протокола судье.
Кроме того, в новой части 4 следует также указать постановление прокурора, поскольку согласно части 1 статьи 28.4 прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Также неясна необходимость передачи протоколов судье через вышестоящее должностное лицо и неясна процедура передачи протоколов через вышестоящее должностное лицо в том случае, если данные протоколы составлены руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Кроме того, требование передачи протоколов через вышестоящее должностное лицо на практике может оказаться несовместимым с требованием передачи протоколов немедленно (например, статьи 9.1, 9.2 - статья 23.31).
Кроме того, по нашему мнению, нет необходимости делать оговорку в отношении протокола о применении временного запрета деятельности, поскольку при направлении протокола об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу к нему прикладываются другие протоколы, предусмотренные Кодексом (см. пункт 3 статьи 29.1), кроме того, помимо временного запрета деятельности одновременно возможно применение любых других мер обеспечения, о чем также составляются протоколы, и выделение в тексте одного из протоколов создает некорректность по отношению к другим.
6. В новой части 6 статьи 29.6 (пункт 39 статьи 1 проекта) установлено требование рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым применен временный запрет деятельности, не позднее сорока восьми часов с момента применения временного запрета деятельности. При этом обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 27.1 меры обеспечения могут быть применены в целях составления протокола об административных правонарушениях, то есть до его составления. Сам же протокол в определенных случаях может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 28.5. Причем, данное правило распространяется и на административные правонарушения, за совершение которых может быть назначено административное приостановление деятельности, и по которым применен временный запрет деятельности, поскольку в проекте не установлено иное. Таким образом, возможна ситуация, когда протокол не может быть составлен немедленно в соответствии с частью 1 статьи 28.5, и, соответственно, дело не может быть рассмотрено в установленный в проекте срок.
В отношении самих сроков рассмотрения - пять суток (часть 5) и сорок восемь часов (часть 6) хотели бы отметить, что ряд составов, по которым возможно применение наказания в виде приостановления деятельности, входит в перечень правонарушений, по которым может проводиться административное расследование (статья 28.7 Кодекса), требующее значительных временных затрат на проведение экспертиз и иных процессуальных действий, которые в установленные сроки, скорее всего, не могут быть проведены. Таким образом, предлагаемые сроки и запрет на продление фактически лишают участников производства ряда их процессуальных прав.
7. Часть 2 новой статьи 32.12 (пункт 42 статьи 1 проекта) предусматривает, что в случае приостановления деятельности юридического лица, его структурных подразделений, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приостанавливаются права на использование банковских счетов, вкладов, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных действиями указанных лиц структурных подразделений, уплате налогов, сборов и штрафов.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит термины "приостановление права на использование банковских счетов и вкладов". Статья 858 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" на денежные средства юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом, арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.
Запрет на совершение расходных операций при аресте счета учитывает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, при этом соблюдается очередность списания денежных средств, установленная статьей 855 ГК РФ: в первую очередь осуществляется списание по исполнительным листам, предусматривающим выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов. Во вторую очередь производится списание по исполнительным листам, предусматривающим выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. В четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет.
Таким образом, предлагаемые законопроектом в качестве исключения при приостановлении права на использование банковских счетов расчеты по возмещению убытков, причиненных действиями юридического лица, уплата налогов, сборов и штрафов не соответствуют статье 855 ГК РФ. Расчеты по трудовым договорам и по уплате налогов и сборов, о которых говорится в части новой статьи 32.12, предусмотрены статей 855 ГК РФ.
Необходимо отметить, что понятие "арест денежных средств" содержится также в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в статье 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Наряду с арестом денежных средств, находящихся на счете (вкладе) в кредитной организации, формой ограничения распоряжения счетом (денежными средствами) является приостановление операций по счету юридического лица. Данная мера не регламентируется нормами Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Приостановление операций по счетам в банке в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 855 ГК РФ) предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа.
Кроме того, полагаем, что в части 4 новой статьи 32.12 следует рассмотреть возможность участия в судебном заседании представителя лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
<< Назад |
Часть 2 >> Часть 2 |
|
Содержание Заключение на проект федерального закона N 71562-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.