Письмо Верховного Суда РФ от 31 августа 2004 г. N 251-2/общ
В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона N 71562-4 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации" (по вопросу приостановления деятельности предпринимателей).
Представленный законопроект содержит предложения о дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормами, устанавливающими судебный порядок приостановления либо ограничения полностью или частично деятельности организаций, их структурных подразделений, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий и сооружений, а также проведения отдельных видов работ.
При этом проектом предлагается установить сокращенные сроки рассмотрения судом указанной выше категории дел. В отличии от общего срока судебного разбирательства, предусмотренного в части 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в количестве пятнадцати дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении, рассмотрение судом дел об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь административное приостановление их деятельности, предлагается производить в течение пятидневного срока. Продление указанного срока проектом не допускается.
Процессуальный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь административное приостановление деятельности указанных выше субъектов и по которым применен временный запрет их деятельности, проектом предлагается сократить до 48 часов.
Данные предложения вызывают серьезные возражения по следующим основаниям.
Устанавливаемый проектом самостоятельный вид административного наказания, заключающий в административном приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является, с нашей точки зрения, серьезной мерой административного воздействия, влекущей существенные последствия, которые неизбежным образом отразятся на всей последующей деятельности хозяйствующего субъекта в целом.
Кроме того, применение названного вида административного наказания повлечет за собой и определенные последствия для работников, занятых на производстве в организациях, деятельность которых приостанавливается.
Поэтому рассмотрение судом дел об административных правонарушениях, за совершение которых проектом предлагается ввести указанный вид административного наказания, требует серьезной досудебной подготовки, для проведения которой судья должен располагать достаточным временем, чтобы должным образом ознакомиться со всеми имеющимися в деле материалами и избежать судебной ошибки в ходе его рассмотрения.
Произвести же все необходимые процессуальные действия в предлагаемые проектом сроки представляется весьма сомнительным.
На этом же основании недопустимым представляется и сокращение срока рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление об административном приостановлении до пяти дней со дня ее поступления, по сравнению с общим процессуальным сроком, который, в соответствии со статьей 30.5 КоАП РФ, составляет десять дней.
Помимо изложенного хотелось бы остановиться на следующем.
По данным судебной статистики за 2003 г. судами общей юрисдикции рассмотрено 3.272.086 дел об административных правонарушениях, что составляет 34,7 процента от общего числа рассмотренных дел за указанный период.
При этом количество рассмотренных судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях за 2003 г., по сравнению с 2002 г., возросло на 69,1 процента.
В текущем году данная тенденция продолжает сохраняться.
Так, за первое полугодие 2004 г. судами общей юрисдикции рассмотрено 1.805.098 дел об административных правонарушениях, что составляет 35,4 процента от общего числа рассмотренных дел за данный период.
По сравнению с первым полугодием 2003 г. количество рассмотренных дел указанной категории возросло на 17,8 процента.
Установление судебного порядка приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предлагаемого проектом, приведет к дальнейшему и значительному росту количества дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о необходимости создания в России, в рамках судов общей юрисдикции, системы административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных правоотношений, что обуславливает потребность ускорения в принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального конституционного закона об административных судах.
П.П.Серков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законопроект содержит предложения о дополнении КоАП РФ нормами, устанавливающими судебный порядок приостановления либо ограничения полностью или частично деятельности организаций, их структурных подразделений, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий и сооружений, а также проведения отдельных видов работ. При этом проектом предлагается установить сокращенные (пятидневные сроки) сроки рассмотрения судом указанной выше категории дел без возможности продления. Процессуальный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь административное приостановление деятельности указанных выше субъектов и по которым применен временный запрет их деятельности, проектом предлагается сократить до 48 часов.
По мнению ВС РФ рассмотрение указанной категории дел требует серьезной досудебной подготовки, которая неосуществима в предлагаемые процессуальные сроки. На этом же основании недопустимым представляется и сокращение срока рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление об административном приостановлении. Установление судебного порядка приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предлагаемого проектом, приведет к дальнейшему и значительному росту количества дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. ВС РФ полагает, что данное обстоятельство еще раз свидетельствует о необходимости создания в России, в рамках судов общей юрисдикции, системы административных судов.
Письмо Верховного Суда РФ от 31 августа 2004 г. N 251-2/общ
Текст письма официально опубликован не был