Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике,
предпринимательству и туризму от 15 октября 2004 г. N вн.3.8-16/1105 на проект федерального закона N 95355-4 "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", внесенный Президентом Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 95355-4 "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Российская Федерации в 1994 году ратифицировала Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, сторонами которой являются 186 стран, в том числе Россия и страны СНГ. Цель Конвенции - объединить усилия мирового сообщества по предотвращению глобального изменения климата.
Принятый в декабре 1997 года на третьей Конференции Сторон Конвенции Киотский протокол является новым этапом международно-правового механизма реализации положений Конвенции по предотвращению изменения климата на среднесрочную перспективу в период с 2008 по 2012 годы. При этом совокупные выбросы парниковых газов развитых стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, должны быть снижены на 5,2 процента.
Киотский протокол был открыт для подписания 16 марта 1998 года и вступит в силу через 90 дней после того, как его ратифицируют Стороны Конвенции, в том числе группы промышленно развитых стран, на долю которых приходится не менее 55% общих выбросов диоксида углерода к уровню 1990 года.
В настоящее время документ ратифицировали 113 стран, выбросы которых составляют 44,2% общих выбросов углерода. В этой ситуации для вступления Киотского Протокола в силу необходима его ратификация Россией, на долю которой приходилось в 1990 году 17,4% парниковых газов.
Необходимо оценить экономические аспекты ратификации Киотского протокола.
Выполнение обязательств по снижению выбросов парниковых газов не должно затормозить экономический рост, поскольку экономическое развитие не может и, самое главное, не должно идти на базе старых технологий. Даже при росте ВВП в два и более раз Россия до 2013 - 2015 гг. не превысит уровень выбросов 1990 г.
Российская экономика характеризуется преобладанием отраслей с чрезвычайно низкой эффективностью использования энергии. Основные фонды в этих секторах устарели уже на несколько десятилетий. Ратификация Киотского протокола предполагает увеличение капиталовложений, направленных на значительное повышение эффективности использования энергии. В рамках экономической реформы России необходимо вывести из строя неэффективные предприятия, ускорить перестройку структуры промышленного производства. При этом экономические реформы приведут к значительному снижению энергоемкости. В такой ситуации сценарии, при которых выбросы резко возрастут в течение следующего десятилетия, не представляются надежными. Такой огромный расход энергии наложил бы тяжелое бремя на российскую экономику, при этом быстрый экономический рост был бы невозможен.
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Российская Федерация ни в одном из рассматриваемых сценариев не превысит уровня выбросов 1990 года. Даже при благоприятном сценарии развития экономики объем выбросов СО2 энергетическим сектором России в 2010 году составит лишь 80% от уровня базового 1990 года, приблизившись к уровню 95% лишь к 2020 году. Благоприятный сценарий предполагает не только 5 - 6-процентный рост экономики, но и максимальное использование имеющегося в стране потенциала энергосбережения.
В Киотском протоколе заложены и организационно-правовые механизмы, призванные способствовать решению задачи сокращения выбросов парниковых газов. В их числе: "механизм чистого развития", предусматривающий передачу развивающимся странам современных энергоэффективных технологий; совместное осуществление проектов, позволяющих сокращать выбросы парниковых газов; система соблюдения обязательств.
Очевидно, что успех применения в России Киотского протокола зависит от того, насколько эффективен будет механизм его реализации. Для привлечения инвестиций в российскую экономику большие возможности дает использование механизма проектов совместного осуществления. В России существуют огромные возможности и потребности повышения эффективности использования энергии, то есть снижения выбросов СО2. Этот потенциал может стать катализатором прямых иностранных инвестиций на фоне сокращения срока окупаемости проектов и, следовательно, повышения их экономической привлекательности.
Таким образом, при надлежащем использовании механизмов реализации Киотского протокола, процесс технического и технологического перевооружения отраслей промышленности получит дополнительный стимул.
Необходимо отметить, что ратификация Киотского протокола потребует значительных затрат, особенно на начальном этапе его имплементации в российскую правовую систему.
Ратификация Киотского протокола требует создания национальной системы учета произведенных выбросов и их сокращений, учета выбросов парниковых газов и абсорбции СО2 лесами, а также регулярного представления Национального сообщения, содержащего полную информацию, касающуюся выполнения обязательств.
Необходимо будет принять серию федеральных законов и нормативных актов, регулирующих вопросы реализации положений Киотского протокола в Российской Федерации.
В целом Комитет пришел к выводу, что следование принципам Киотского протокола будет:
- активизировать работу по модернизации российской экономики:
- способствовать привлечению инвестиций в реальный сектор экономики;
- стимулировать более эффективное использование природных ресурсов;
- улучшать экологическую обстановку.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 95355-4 "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата".
При этом Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму считает необходимым ускорить разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Киотского протокола в Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.