Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Основная цель законопроекта - приведение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (N 195-ФЗ от 30.12.2001), в соответствие с международными договорами Российской Федерации, с требованиями, предъявляемыми к кодифицированным нормативным правовым актам, а также устранение существенных внутренних противоречий данного документа, усиление ответственности за отдельные виды административных правонарушений в области дорожного движения, представляющие наибольшую общественную опасность.
В ст. 1.5 КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, предусматривающий, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут являться любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом в ст. 26.7 и 26.8 КоАП РФ предусмотрена возможность использования в качестве доказательств документов, к которым относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, а также показания специальных технических средств.
В настоящее время специальные технические средства и средства фото- и видеозаписи достаточно активно используются в деятельности Госавтоинспекции для выявления и документирования ряда грубых административных правонарушений в области дорожного движения (проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, превышение установленной скорости и др.).
Вместе с тем, на практике зачастую возникают ситуации, когда факт административного проступка задокументирован с помощью специальных технических средств или средств фото- и видеозаписи, однако установить и привлечь нарушителя к ответственности представляется возможным в силу ряда причин (управление транспортными средствами по доверенности и др.). Таким образом, существенно затрудняется реализация общеправового принципа неотвратимости наказания.
Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что решение данной проблемы возможно путем возложения ответственности за нарушения в области дорожного движения на владельцев транспортных средств (за исключением случаев, когда транспортное средство выбыло из их владения незаконно). В частности, согласно ст. L 121-3 Дорожного кодекса Франции владелец транспортного средства несет ответственность "по штрафам, налагаемым за нарушение правил, касающихся максимальной разрешенной скорости и запрещающих сигналов..." и др. Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Швейцарии и ряда других стран.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1079) эксплуатация транспортных средств определяется как вид деятельности, представляющий повышенную опасность для окружающих, в силу чего на владельца транспортного средства возложена обязанность возместить причиненный с его помощью ущерб.
В этой связи, поскольку административный деликт причиняет ущерб охраняемым законом интересам гражданина, государства и общества, представляется обоснованным предусмотреть возможность назначения в отношении владельца транспортного средства административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, в случаях выявления и документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации при невозможности установления лица, его совершившего.
Ст. 1.7 КоАП РФ содержит нормы, определяющие действие административного законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях по времени и пространству. Однако, указанные положения в настоящее время не в полной мере соответствуют имеющимся международным договорам Российской Федерации. В частности Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г.
Для устранения отмеченного противоречия предлагается дополнить КоАП РФ положениями, аналогичными нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, в части касающейся распространения действия законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях на проступки, совершенные за пределами Российской Федерации (в пределах и случаях предусмотренных международными договорами Российской Федерации).
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность назначения административных наказаний за наиболее грубые проступки в области дорожного движения (с учетом степени их общественной опасности) выше санкций, предусмотренных по общему правилу ст. 3.5 КоАП РФ.
По своей правовой природе КоАП РФ должен содержать только нормы, предусматривающие ответственность исключительно за административные правонарушения, а также порядок производства об этих правонарушениях и исполнение административных наказаний. В этой связи вопросы проведения государственного технического осмотра не могут являться предметом правового регулирования норм примечания к ст. 12.1 Кодекса. Указанный круг вопросов регламентирован Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (ст. 17), а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
По тем же основаниям необоснованно включены в текст Кодекса нормы запретительного характера, предусмотренные в примечаниях к статьям 12.1 и 12.9 Кодекса (запрет на производство инструментальной проверки, повторного технического осмотра транспортного средства, блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, снятие государственных регистрационных знаков и т.п.).
Требует разрешение ряд внутренних противоречий, содержащихся в Кодексе. Так, примечание к статье 12.19 за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств устанавливает запрет на применение эвакуации транспортных средств, а также иных принудительных мер. Данная норма противоречит положениям статьи 27.13 Кодекса, предусматривающим задержание транспортного средства и помещение его на специальную стоянку при нарушении правил остановки или стоянки, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку в тоннеле.
Статья 12.36, устанавливающая ответственность за применение эвакуации и снятие номерных знаков, не согласуется со статьями 27.1 и 27.13 Кодекса, которыми предусмотрены указанные меры для обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, другие положения статьи 12.36 охватываются диспозицией статьи 12.35 "Незаконное ограничение прав на управление транспортными средствами и его эксплуатацию".
Внесение указанных изменений и дополнений согласовано с Минюстом России и Минтрансом России.
Ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения установлена в большинстве зарубежных стран (Великобритания, Франция, Швеция, Канада, ФРГ, США, Япония и др.).
Учитывая изложенное, предлагается дополнить главу 12 КоАП РФ новой статьей соответствующего содержания.
В 2002 г. в России был отмечен самый большой за последние 10 лет рост количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей. Всего за этот период численность погибших составила 315,1 тыс.человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Причем практически в каждом шестом происшествии, в результате которого погибли или были ранены люди, водитель находился в состоянии опьянения. Сегодня проблема предупреждения и пресечения управления водителями транспортными средствами в состоянии опьянения является существенным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения, эффективность защиты законных интересов граждан и государства.
Кроме того, представленным законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в статью 27.12 КоАП РФ, которые обусловлены необходимостью устранения имеющихся в настоящее время противоречий между указанной статьей Кодекса и положениями Закона Российской Федерации "О милиции" (в части, касающейся проведения освидетельствования на состояние опьянения сотрудниками милиции), а также объективной потребностью в законодательном определении медицинского критерия состояния опьянения водителей транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности.
В соответствии с Европейским Соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, подписанную в г. Вене 8 ноября 1968 г. (п. 6 Приложения), в российское законодательство вводится нормативное определение понятия "опьянение" применительно к участникам дорожного движения (ст. 27.12 КоАП РФ).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Для реализации настоящего закона финансовых затрат не потребуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.