Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по природным ресурсам и природопользованию от 11 ноября 2004 г. N 254 на проект федерального закона N 95911-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", внесенный Правительством Российской Федерации 9 октября 2004 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел проект федерального закона N 95911-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", внесенный Правительством Российской Федерации 9 октября 2004 года, по вопросам ведения Комитета и отмечает следующее.
1. Настоящий законопроект направлен на реализацию решений Государственного Совета Российской Федерации от 1 июня 2004 года и завершает процесс плановых изменений федерального законодательства в связи разграничением полномочий между уровнями публичной власти.
При этом следует отметить, что в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", который находится в стадии подготовки к третьему чтению, вносимые данным законопроектом изменения, предусматривающие финансирование делегированных субъектам Российской Федерации полномочий не предусмотрено.
В Правительстве Российской Федерации нет предложений по внесению соответствующих поправок в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год".
Объемы финансирования передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий в области лесного хозяйства приведены в нижеследующей таблице.
Статьи расходов федерального бюджета |
Объем финансирования из федерального бюджета, тыс. рублей |
Объем финансирования делегированных субъектам РФ полномочий, тыс. рублей |
% от общего объема финансирования из федерального бюджета |
Федеральное агентство по сельскому хозяйству (глава 085, раздел 04, подраздел 05, вид расхода 327) |
Проект ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" |
Расчеты к статье 2 - внести изменения в Федеральный закон "О животном мире" |
|
Ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдача разовых и распорядительных лицензий на пользование указанными объектами |
596575,0 |
7194,0 |
1,2 |
Федеральное агентство по рыболовству (глава 080, раздел 04, подраздел 05 вид расхода 327) |
Проект ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" |
Расчеты к статье 2 - внести изменения в Федеральный закон "О животном мире" |
|
Осуществление охраны водных биоресурсов во внутренних водоемах по списку, утверждаемому Правительством РФ |
3212376,9 |
46086,2 |
1,4 |
Федеральное агентство лесного хозяйства (глава 053, раздел 04, подраздел 07, виды расходов 327, 351) |
Проект ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" |
Расчеты к статье 3: внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации |
|
Тушение лесных пожаров |
500000,0 | 500000,0 | 100,0 |
Профилактика и подготовка к тушению лесных пожаров |
791304,3 |
14985,9 |
1,9 |
Лесоустройство, лесовосстановле- ние, лесозащитные мероприятия, мероприятия по отводу лесосек под рубки и проведение рубок промежуточного пользования |
7308743,2 |
75322,6 |
1,0 |
Работа по согласованию указанных в таблице федеральных полномочий и объемов их финансирования федеральными министерствами - главными распорядителями бюджетных средств с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не проведена и отсутствуют их расчеты по затратам на выполнение делегированных федеральных полномочий.
Не отработан вопрос создания резервного фонда для дополнительного финансирования делегированных федеральных полномочий по тушению лесных пожаров при увеличении площади пожаров по сравнению с расчетными.
В связи с тем, что принятие данного законопроекта возможно в период после принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", Правительству Российской Федерации придется вносить соответствующие поправки, предусматривающие увеличение расходов по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" с одновременным сокращением расходов по разделу 04 "Национальная экономика" подразделы 05 "Сельское хозяйство и рыболовство" и 07 "Лесное хозяйство" расходной части федерального бюджета на 2005 год. Это потребует определенного времени и целесообразно перенести срок вступления в силу рассматриваемого законопроекта.
2. Предлагаемый законопроектом порядок делегирования федеральных полномочий субъектам Российской Федерации не полностью согласуется с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ.
3. Законопроектом предусмотрено внесение ряда изменений в Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", обеспечивающих соответствие положений данного закона внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменениями в Закон Российской Федерации "О недрах".
Следует отметить, что все предлагаемые настоящим законопроектом изменения и дополнения, в случае их принятия, не будут действовать в отношении уже заключенных соглашений о разделе продукции и не позволят изменить распределение государственной доли продукции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Это вызвано тем, что пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" установлено, что "Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями."
4. Вызывает сомнение целесообразность исключения в абзацах 8, 12 и 13 пункта 1 статьи 2 из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулирование использования и охраны объектов животного мира, "естественно мигрирующих по территории двух и более субъектов Российской Федерации".
Комитет считает целесообразным абзац 3 пункта 3 статьи 2 законопроекта изложить в редакции:
"Основным критерием норматива является количество инспекторов, необходимое для проведения охранных мероприятий на водных объектах, которое устанавливается исходя из:
1) соблюдения правил техники безопасности;
2) площади акватории и длины береговой линии охраняемых озер и водохранилищ;
3) длины береговой линии охраняемых рек;"
Необходимость внесения изменений вызвана тем, что объектом контроля инспекторов является не только акватория (водная поверхность), но и прибрежная полоса, где располагаются стоянки браконьеров и находятся орудия лова. При малой площади акватории длина береговой линии может быть очень большой, как в дельте Волги и Лены, где для охраны требуется большое число инспекторов или иные средства контроля
5. При наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом, следует закрепить за ними право перевода закрепленных за ними лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Комитет считает необходимым введение в статьи 31 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации норм, исключающих включение органами государственной власти субъектов Российской Федерации в договоры аренды лесных участков необоснованных обременений, ухудшающих финансовые показатели работы арендаторов, и ограничивающих необоснованное увеличение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ставок лесных податей.
6. В предложенных пунктах 6, 7, 9, 13 - 17, 24, 31, 32, 54, статьи 4 законопроекта изменениях статей Лесного кодекса Российской Федерации не всегда просматривается связь этих изменений с делегированием федеральных полномочий.
Учитывая необходимость бюджетного и организационного обеспечения разграничения полномочий по предметам совместного ведения, возможность внесения в законопроект изменений, устраняющих вышеуказанные недостатки, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе одобрить проект федерального закона N 95911-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", внесенный Правительством Российской Федерации 9 октября 2004 года, в первом чтении.
Учитывая сложность и важность законопроекта Комитет считает целесообразным увеличить сроки его подготовки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.