Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 12 ноября 2004 г. N вн.2.2-1/3727 по проекту федерального закона N 95911-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Статья 2 законопроекта вносит изменения в Федеральный закон "О животном мире", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями, осуществление которых будет финансироваться за счет субвенций из федерального бюджета. При этом предлагаемая редакция статьи 6 не согласуется с концепцией статьи 4 Федерального закона, которая законопроектом не затрагивается.
В статье 4 законопроекта о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации полагаем необходимым более точно определить, какие из полномочий Российской Федерации передаются субъектам Российской Федерации. Это относится к установленным законопроектом полномочиям по организации и проведению лесных конкурсов и аукционов, а также установлению и определению ставок лесных податей, поскольку из предлагаемой законопроектом редакции статей 35, 44, 46 и 47 Лесного кодекса не ясно, как в каждом конкретном случае определяется, в чьем ведении находится реализация указанных полномочий. Кроме того, полагаем необходимым уточнить понятия "установление" и "определение" ставок лесных податей.
Статья 49 Лесного кодекса дана в новой редакции с названием "Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов". В то же время в статье речь идет о лесах, расположенных в границах населенных пунктов, которые в соответствии со статьей 10 Лесного кодекса не входят в лесной фонд.
В предлагаемой проектом редакции статьи 51 Лесного кодекса требует уточнения понятие "категории лесов лесного фонда". В соответствии с Лесным кодексом (статья 55) разделение лесного фонда производится по группам лесов и разграничением лесов первой группы по категориям защитности.
В новой редакции части первой статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации указаны осуществляющие контроль федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования. Однако осуществлять государственный контроль и, соответственно, выдавать предписания об устранении нарушений (часть вторая этой же статьи) вправе осуществлять только федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования. Аналогичное положение предусмотрено и в пункте 37 статьи 4 проекта. Кроме того, в статье 76 Лесного кодекса (пункт 37 статьи 4 проекта) устанавливается, что порядок осуществления контроля определяется Правительством Российской Федерации, но только в отношении осуществления контроля федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.
Статья 71 Лесного кодекса дана в новой редакции, в ней предусматривается проведение не только обязательной, но и добровольной лесной сертификации. Полагаем необходимым дать определение понятия "лесная сертификация", а также прописать порядок проведения добровольной сертификации.
Следует исключить часть вторую статьи 110 Лесного кодекса, поскольку, согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне состоит только из самого Кодекса.
При внесении проектом изменений в некоторые законодательные акты для обозначения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разные функции, используется одна формулировка для их обозначения.
Так, например, в статье 4 проекта о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации одно обозначение "федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства" используется для Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом, (статьи 27, 29, 36 и другие), для Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющим нормативно-правовое регулирование (например, часть одиннадцатая статьи 42, статья 73, часть четвертая статьи 97, статья 115, часть третья статьи 135) и для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере природопользования (последняя часть статьи 51 главы 8 в новой редакции).
Аналогичный подход применяется и в отношении Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 1 проекта).
Следует отметить, что предлагаемый вариант обозначений следует признать некорректным и неудобным для правоприменителя. Обращаем внимание, что в настоящее время в ряде законодательных актов с внесением в них изменений с точки зрения определения полномочий различных федеральных органов исполнительной власти, например, Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, применяются обозначения "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (и надзору) в сфере...", "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов...".
Кроме того, при внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон "О животном мире" замена обозначений федеральных органов исполнительной власти произведена не полностью.
В статье 5 проекта следует уточнить, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и от 20 мая 2004 года N 649, о каких органах, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также федеральном органе по государственной регистрации актов гражданского состояния (новые пункты 7 и 8 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния") идет речь.
Изменения, предлагаемые в подпункт 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 5 статьи 6 проекта) в части полномочий субъектов Российской Федерации по тушению пожаров, не согласуются с изменениями, вносимыми Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статью 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В новой статье 68.1 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" (статья 7 проекта) предусмотрено право муниципальных инспекторов привлекать к административной ответственности виновных лиц. Данная норма не соответствует статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемые изменения (абзац третий пункта 1 и пункт 2 статьи 10 законопроекта) в абзац четырнадцатый пункта 9 статьи 3 и абзац седьмой пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ относят к компетенции органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации, определение "условий оформления удостоверений", подтверждающих правовой статус граждан. Во избежания правовой неопределенности и согласованности с положениями законодательных актов Российской Федерации, в которые законопроектом предлагается внести изменения, необходимо конкретизировать указанную запись, так как в статье 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" уже содержатся условия, являющиеся основанием оформления соответствующих удостоверений.
Требуют доработки изменения в абзац четвертый пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (абзац четвертый пункта 1 статьи 10 законопроекта), распространяющие на рабочих и служащих, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной статьей 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Полагаем, что необходимо уточнить категории граждан, которым такое право будет предоставляться, а также определить размер их ежемесячной денежной выплаты. При этом следует иметь в виду, что на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливая для отдельных категорий граждан ежемесячную денежную выплату, предусматривает индексацию ее размера в порядке и сроки, определенные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии. При этом предлагаемое законопроектом вступление в силу норм, касающихся индексации (изменения) размера ежемесячной денежной выплаты, только с 1 января 2006 года (абзацы четвертый и пятый пункта 10 статьи 10 законопроекта) ухудшает положение граждан из числа ветеранов и инвалидов, которым названным Федеральным законом способ реализации натуральных льгот и компенсаций с 1 января 2005 года выбран в виде ежемесячной денежной выплаты. Они лишаются в течение 2005 года возможности получения этих льгот и компенсаций в полном объеме, так как их соответствующее возмещение - размер ежемесячной денежной выплаты не будет индексироваться в указанном году с учетом темпов роста инфляции.
Кроме того, изменение срока вступления в силу норм об индексации (изменении) размера ежемесячной денежной выплаты входит в противоречие с частью третьей пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в которой устанавливается, что с 1 января 2006 года указанная денежная выплата будет исчисляться и выплачиваться с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Замечания и предложения юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.