Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
по проекту федерального закона N 85841-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части сокращения лицензируемых видов деятельности и совершенствования процедуры лицензирования) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и считает необходимым отметить следующее.
Проектом федерального закона предусматриваются сокращение количества лицензируемых видов деятельности и совершенствование процедуры лицензирования.
В целом концепция и основные положения проекта федерального закона, направленные на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования могут быть поддержаны.
Вместе с тем, по отдельным положениям проекта имеются следующие замечания и предложения.
1. Требует уточнения введение нормы, в соответствии с которой приостановление действия лицензии осуществляется в судебном порядке по следующем основаниям.
В настоящее время, судебный порядок лишения права занятия лицензируемой деятельностью распространяется на аннулирование лицензии, что является оправданным, поскольку представляет крайнюю меру воздействия в отношении хозяйствующего субъекта и не распространяется на приостановление лицензии. При этом, решение лицензирующего органа о приостановлении лицензии может быть обжаловано в суд, что является важной гарантией защиты прав предпринимателя от произвола лицензирующего органа. Таким образом, действующий порядок обеспечивает соблюдение баланса прав как хозяйствующих субъектов - лицензиатов, а также потребителей их услуг и лицензирующих органов. Приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата.
Учитывая, что судебные разбирательства затягиваются на длительное время, приостановление действия лицензии в судебном порядке снизит оперативность лицензирующего органа в предотвращении нарушений, сделает эту процедуру неэффективной и позволит недобросовестному лицензиату продолжать нарушать лицензионные требования и условия и наносить ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Кроме того, наличие наряду с процедурой "приостановления действия лицензии" процедуры "временного приостановления действия лицензии" (пункт 8 статьи 13 проекта) выглядит юридически некорректно и не соответствует терминологии, поскольку процедура приостановления действия лицензии уже сама по себе носит временный характер.
2. Введение законопроектом упрощенного порядка лицензирования при условии заключения соискателем лицензии (лицензиатом) договора страхования гражданской ответственности или при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемой им деятельности требованиям международных стандартов противоречит принципу действия единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установленного статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Страхование гражданской ответственности в отличие от лицензирования не является методом государственного регулирования и не может его подменять, поскольку регулирует другие правоотношения, связанные с обеспечением имущественных интересов физических и юридических лиц.
Вместе с тем следует учесть, что одним из критериев лицензирования, установленного статьей 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является обеспечение обороны и безопасности государства, что не может быть достигнуто путем страхования гражданской ответственности.
При этом, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (статья 21) сертификат соответствия осуществляемой деятельности требованиям международных стандартов является формой добровольного подтверждения соответствия, которая не подлежит процедуре государственного контроля (надзора) и тем самым не может в полной мере обеспечивать безопасность и отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни и здоровью граждан и служить основанием для введения упрощенного порядка лицензирования.
Также важно отметить, что действующий порядок лицензирования и без того является достаточно упрощенным, поскольку содержит небольшой и закрытый перечень документов необходимых для получения лицензии.
3. Норма в законопроекте об ответственности лицензирующего органа за несоблюдение им законодательства о лицензировании в части обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов носит декларативный и отсылочный характер к иному законодательству, поскольку административная и уголовная ответственность должностных лиц государственных органов в том числе лицензирующих органов за соответствующие нарушения наступает независимо от введения указанной нормы. В частности, статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности либо уклонение от ее выдачи.
4. В рамках сокращения лицензирования отдельных видов деятельности, в отношении которых могут применяться иные методы государственного регулирования, в том числе обязательные требования технических регламентов необходимо отметить, что с момента действия Федерального закона "О техническом регулирования" не принято ни одного технического регламента в социально значимых сферах производства и Правительством Российской Федерации до сих пор не утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы.
В этой связи Комитет отмечает, что отмена лицензирования отдельных видов строительной деятельности (проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом) в условиях отсутствия технических регламентов в области проектирования и строительства, безопасной эксплуатации зданий и сооружений представляется нецелесообразной, поскольку может повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ.
Кроме того, отмена лицензирования упростит проникновение на рынок строительных услуг непрофессиональных субъектов предпринимательства, низко квалифицированной и потенциально криминализированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья и фирм-"однодневок", что в условиях активизации терроризма на территории Российской Федерации не будет способствовать своевременному предупреждению и предотвращению терроризма при строительстве особо опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26 мая 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В этой связи, до вступления в силу технических регламентов по вопросам технической и технологической безопасности в электроэнергетике, а также в газоснабжении считаем нецелесообразным отмену лицензирования следующих видов деятельности:
деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по эксплуатации газовых сетей.
Учитывая изложенное, при доработке законопроекта необходимо:
при устранении избыточности государственного регулирования предпринимательской деятельности не допустить снижение уровня обеспечения безопасности граждан, обороны и безопасности государства;
сохранить процедуру приостановления действия лицензии лицензирующим органом в административном порядке;
рассмотреть вопрос о правомерности и целесообразности введения упрощенного порядка лицензирования при условии заключения договора страхования гражданской ответственности или наличия сертификата соответствия;
сохранить лицензирование вышеуказанных видов деятельности до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в данных отраслях промышленности.
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым учесть вышеназванные замечания в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.