Заключение Комитета Государственной Думы по экологии
на проект федерального закона N 85841-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии рассмотрел проект федерального закона N 85841-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает его актуальность и своевременность. Одновременно считаем необходимым при его подготовке к первому чтению учесть следующие замечания и предложения.
1. В соответствии с ГОСТ 27751-88 (изменение N 1) к 1-ому, повышенному, "уровню ответственности зданий и сооружений" относятся здания и сооружения, "отказ" которых может привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям (резервуары нефти и нефтепродуктов вместимостью 10000 м3 и более, производственные здания с пролетами 100 м и более, сооружения связи высотой 100 м и более, а также уникальные здания и сооружения), а ко II, нормальному, уровню ответственности - здания и сооружения массового строительства (жилые, общественные, производственные и т.д.).
В настоящее время строительные работы осуществляются не государственными организациями, а частными фирмами. Очень часто, в целях экономии средств, к этим работам привлекаются иностранные граждане, не только не имеющие соответствующего образования, но и не работавшие ранее на стройках. Качество выполненных ими строительных работ не обеспечивает требуемой надежности зданий и сооружений.
Низкое качество строительства указанных объектов представляет прямую угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде. Ярким примером этого является разрушение аква-парка "Трансвааль-парк", повлекшее гибель и увечье людей.
Необходимо учитывать, что строительные организации обязаны вести строительство в строгом соответствии с проектной документацией. При этом условии некачественная разработка этой документации приведет к последующим разрушениям домов и промышленных объектов. То же относится к инженерным изысканиям. Ошибка в изысканиях может привести не только к разрушению конкретного дома, но и близлежащих строений (разрушение дома на Большой Дмитровке, постепенное "сползание" дома в сторону Москва-реки и т.д.).
Получение лицензии обеспечивает предотвращение при осуществлении этой деятельности возможных нарушений, а иные методы государственного регулирования, помимо лицензирования (архитектурно-строительный надзор, контроль) проводятся за уже выполненными работами, фиксируя нарушения, а не предотвращая их. Возможное привлечение руководителей к ответственности при аварии не сможет компенсировать жизни людей в случае их гибели.
В этих условиях единственным рычагом воздействия на руководителей строительных фирм является угроза потери лицензии.
Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным исключение из перечня лицензируемых видов деятельности проектирования, инженерных изысканий и строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
2. Лицензирование деятельности по эксплуатации газовых сетей, деятельности по техническому обслуживанию воздушного движения, по техническому обслуживанию воздушных судов, ремонту воздушных судов, применению авиации в отраслях экономики от безопасности которых зависят жизни людей необходимо продлить до даты вступления в силу технических регламентов.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по экологии считает возможным рекомендовать проект федерального закона N 85841-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" к принятию Государственной Думой в первом чтении с учетом изложенных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Грачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.