Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 08 июля 2004 г. N вн 2.2-1/2548 по проекту федерального закона N 60302-4 "О внесении изменений в статью 16 федерального закона "О рекламе" и в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Боосом, В.Г. Драгановым, В.Р. Мединским, В.Н. Богомоловым и другими (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
1. Законопроектом (статья 1) путем внесения изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предлагается урегулировать рекламу "игорного бизнеса".
В пункте 1 статьи 1 Закона о рекламе идет речь о том, что рекламный рынок касается товаров, работ, услуг и ценных бумаг. Под рекламой понимается информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (абзац второй статьи 2 Закона о рекламе). Закон о рекламе не раскрывает определения понятий "идеи" и "начинания".
В этой связи полагаем, что законопроект в части предлагаемого предмета рекламы требует уточнения. В частности, это касается указанного круга субъектов "игорного бизнеса" (см. "организаторов, участников и посредников").
Нуждаются в уточнении и другие приведенные термины (см. тотализаторы"). Если исходить из положений статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, то под "тотализатором" понимаются взаимные пари.
Из абзаца пятого статьи 1 проекта неясно, что означает "смежные с ними (организациями игорного бизнеса) помещения гостиниц и т.д.". Требует конкретизации термин "организации сферы отдыха и развлечений".
В целом необходимо отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает особенности гражданско-правовой охраны интересов лиц, связанных с играми и пари. Так, по общему правилу требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите (статья 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации). По существу участие в играх и пари носит добровольный характер, в связи с этим, полагаем, вряд ли обоснованным ставить вопрос о размещении рекламы "игорного бизнеса" (основанных на риске игр и взаимных пари) в радио- и телепрограммах (см. абзац четвертый статьи 1 проекта).
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что в настоящее время ведется работа по подготовке к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении проекта федерального закона N 156146-3 "О деятельности игорных заведений". В связи с этим полагаем, что положения рассматриваемого законопроекта (статьи 1), следовало бы согласовать с положениями проекта федерального закона "О деятельности игорных заведений" (в части круга субъектов игорной деятельности, понятийного аппарата).
2. Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В этой связи следует отметить, что предлагаемая проектом диспозиция нового правонарушения, предусматриваемого дополнительно к уже имеющимся в статье 14.3 КоАП РФ ("Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе игорного бизнеса"), нуждается в уточнении. Так, например, представляется неудачным вести речь о законодательстве о рекламе игорного бизнеса, с учетом того, что в действующем законодательстве отсутствует специальный одноименный закон, а действует лишь только Закон о рекламе, в статье 16 которого содержатся особенности рекламы отдельных видов товаров (куда и предполагается внести дополнения в части рекламы игорного бизнеса - см. статью 1 проекта). К тому же и в наименовании статьи 14.3 КоАП РФ речь идет только о законодательстве о рекламе.
Наряду с этим, неясно, какие именно противоправные действия имеются ввиду под вышеуказанным нарушением (например, ненадлежащая реклама, отказ от контррекламы и т.п.). В этой связи важно отметить, что большинство правонарушений в этой сфере, в том числе и обусловленные данным проектом (см. статью 1), как правило, связаны с ненадлежащей рекламой, под которой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (см. статьи 2, 6-9 и другие статьи Закона о рекламе).
Если в данном случае имеются в виду ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы, что уже предусмотрено в действующей диспозиции статьи 14.3 КоАП РФ, то проектируемая диспозиция статьи могла бы быть существенно сокращена за счет исключения повторов, как это делается в некоторых статьях КоАП РФ (см., например, часть 2 статьи 20.4), путем изложения фразы "те же действия, совершенные ...".
В то же время, полагаем, что точное изложение объективной стороны правонарушения важно также и для правильного определения специальных субъектов ответственности, поскольку в диспозиции проектируемого дополнения в качестве такого субъекта указан лишь только рекламодатель. В этой связи следует иметь в виду, что статьей 30 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, что следует учесть при доработке проекта (см. также действующую диспозицию статьи 14.3 КоАП РФ).
Поскольку проектируемый состав, на наш взгляд, является частным случаем по отношению к действующему составу, указанному в статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), полагаем, что в этом случае вряд ли правомерно устанавливать существенные различия в размерах штрафных санкций, налагаемых на нарушителей, что, однако, имеет место в данном проекте. Так, например, за нарушение законодательства о рекламе действующей статьей 14.3 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 400 до 500 минимальных размеров труда. В то же время за нарушение законодательства о рекламе игорного бизнеса проектом предлагается в отношении указанных лиц установить штраф от 3000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, который в десять раз превышает санкцию действующей статьи практически за одни и те же правонарушения, что неверно. К тому же в последнем случае устанавливается существенный разрыв между минимальным и максимальным пределами штрафных санкций, что вряд ли будет способствовать объективному назначению административного наказания.
Исходя из изложенного, полагаем, что вопрос об установлении административной ответственности специально за нарушения "законодательства о рекламе игорного бизнеса" вызывает сомнение с точки зрения того, что в целом ответственность за нарушения законодательства о рекламе уже предусмотрена действующей статьей 14.3 КоАП РФ.
3. Полагаем необходимым в проекте (статья 3) предусмотреть переходные положения и в отношении статьи 2 проекта, предусматривающей введение административной ответственности. Одновременно с этим в целях предотвращения случаев незаконного привлечения к административной ответственности лиц, которым согласно статьи 3 проекта в течение шести переходных месяцев допускается осуществлять соответствующую деятельность, в проекте (статья 4), в частности, необходимо оговорить дату вступления в силу новых положений статьи 14.3 КоАП РФ и соотнести ее с переходным периодом (статья 3).
Кроме того, статья 4 проекта, устанавливает, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Однако в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу (со дня официального опубликования).
4. Законопроект нуждается в доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 от 20 ноября 2003 года). Так, например, из проекта (статья 2) неясно, где третий и четвертый абзацы, которыми предлагается дополнить статью 14.3 КоАП РФ, так как проектируемое положение сформулировано лишь только в виде одного абзаца. С другой стороны, сам текст проектируемой нормы изложен без деления на диспозицию и санкцию, что не соответствует практике изложения составов административных правонарушений в Особенной части КоАП РФ (см. раздел II). Кроме того, введение нового состава правонарушения предполагает подразделение статьи 14.3 КоАП РФ на части, что также не учтено проектом.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.