Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 октября 2004 г. N КА-А40/9305-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Магниевые и алюминиевые сплавы" (далее - ООО "МиАС") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция), Управлению федерального казначейства Минфина России по г. Москве (далее - УФК) и Управлению МНС России по г. Москве (далее - УМНС России по г. Москве) о признании незаконным бездействия УМНС России по г. Москве, выразившегося в непринятии мер по рассмотрению жалобы Общества от 09.03.2004 N 35 и принятии решения по существу, обязании Инспекции после вступления решения суда в законную силу в порядке п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации вынести решение (заключение) о начислении и уплате из федерального бюджета процентов в размере 387418 руб. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, направить указанное решение (заключение) в соответствующий орган федерального казначейства на исполнение, обязании УФК Минфина России по г. Москве в порядке п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации исполнить решение (заключение) налогового органа о начислении и уплате из федерального бюджета процентов в указанном размере.
Решением суда от 22.06.2004 заявленные требования удовлетворены в части обязании Инспекции вынести решение (заключение) о начислении и уплате из федерального бюджета Обществу процентов в размере 387418 руб. и направить указанное решение (заключение) в соответствующий орган федерального казначейства на исполнение, обязании УФК Минфина России по г. Москве исполнить решение (заключение) налогового органа о начислении и уплате из федерального бюджета процентов в указанном размере. В удовлетворении требований к УМНС России по г. Москве отказано, поскольку жалоба заявителя в Управление не поступала.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта в части удовлетворения заявления. Инспекция ссылается на неправильное применение судом п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, поскольку неправильно произведен расчет процентов, считает необходимым исключить из периодов начисления процентов промежутки времени до вступления соответствующих решений судов в законную силу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу УФК ссылается на отсутствие заключения налогового органа о возврате процентов, в связи с чем отсутствует обязанность УФК по исполнению несуществующего решения налогового органа. Просит отменить решение суда, поскольку отсутствует спор между заявителем и УФК.
В судебном заседании представитель Инспекции и УМНС России по г. Москве поддержали доводы и требования жалобы, представитель Общества возражал против доводов по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.
УФК Минфина России по г. Москве извещено в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направило.
Суд, с учетом мнения представителей Инспекции и МНС России по г. Москве, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствии неявившегося представителя УФК, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 22.06.2004 в обжалуемой части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из наличия у налогоплательщика права на возврат процентов в указанном размере в связи с несвоевременным возвратом налога на добавленную стоимость по решениям арбитражных судов, вступивших в законную силу и имеющих преюдициальное значения для рассмотрения настоящего спора.
Довод Инспекции о неправильном применении судом п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняется.
В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение сумм налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 этого же Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При нарушении указанного срока на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 статьи 164 НК РФ
Порядок начисления и возврат процентов аналогичен порядку возврата налога и, в данном случае, обязанность Инспекции не только начислить, но и уплатить спорные проценты, вытекает из требований законодательства о налогах и сборах. Эта обязанность должна быть исполнена Инспекцией так же, как и обязанность по возмещению суммы НДС. Проценты начисляются с первого дня просрочки до момента фактического возврата НДС.
Расчет процентов, представленный налогоплательщиком с учетом заявленных и подлежащих возврату сумм НДС на основании ступивших в законную силу судебных актов и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, проверен судом и признан правильным.
Тот факт, что размер процентов и обязанность налогового органа по вынесению соответствующего решения установлены в судебном порядке в рамках рассмотрения нескольких дел о возмещении НДС в связи с экспортными поставками, не приводит к исключению какого-либо временного отрезка из периода начисления процентов. Иное противоречило бы смыслу статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта в обжалуемой его части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2004 по делу N А40-20032/04-127-221 в части обязания Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы вынести решение (заключение) о начислении и уплате из федерального бюджета ЗАО "МиАС" процентов в размере 387418 руб. за несвоевременный возврат НДС и направить указанное решение (заключение) в соответствующие орган федерального казначейства оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить введенное определением ФАСМО от 17.09.2004 приостановления судебного акта по настоящему делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2004 г. N КА-А40/9305-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании