Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 ноября 2004 г. N КА-А41/11194-04
(извлечение)
Решением от 01.04.2004, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2004, отказано в удовлетворении заявленного требования Инспекции МНС РФ по г. Озеры Московской области к открытому акционерному обществу "Водострой" о взыскании налоговых санкций в размере 335054 руб. за совершение налоговых правонарушений, выразившихся в несвоевременном представлении налоговых деклараций по земельному налогу за 2001-2002 г., по п. 2 ст. 119 НК РФ, а также в неуплате налога за 2001-2003 г. по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на давность взыскания налоговых санкций.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, поскольку вывод суда о нарушении п. 1 ст. 115 НК РФ не соответствует материалам дела.
Представитель Общества в заседание суда не явился.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителя Инспекции, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Инспекции, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства, прияли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, установлено судом ОАО "Водострой" 30.06.2003 г. представило в ИМНС РФ по г. Озеры Московской области налоговые декларации по земельному налогу за 2001 г., 2002 г. и 2003 г., по результатам камеральных проверок которых руководителем инспекции вынесены решения от 30.06.2003 г. N 187/450 о доначислении за 2001 г. земельного налога в сумме 69180 руб., пени в размере 35948 руб., а также о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа 131442 руб. и за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 13836 руб.; N 188/449 о доначислении за 2002 г. земельного налога в сумме 138360 руб., пени в размере 31865 руб., а также о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа 96852 руб. и за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 27672 руб.; а также решение N 189/448 о доначислении за 2003 г. земельного налога в сумме 29900 руб., пени в размере 467 руб., и о привлечении к ответственности за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 2990 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части привлечения ответчика к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым органом нарушен шестимесячный срок взыскания налоговой санкции, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса.
В соответствии со ст. 16 Закона РСФСР N 1738-1 от 11.10.1991 г. налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию об исчислении и уплате налога не позднее 01 июля.
Пунктом 1 статьи 115 НК РФ определено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Кодекс не предусматривает составления налоговым, органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, таким образом, срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом, в рассматриваемом случае шестимесячный срок на взыскание налоговых санкций, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, заканчивается 30 декабря 2003 г., а инспекция МНС РФ по г. Озеры Московской области обратилась в суд с настоящим иском, согласно штампу на конверте 04 января 2004 г. (л.д. 27).
Поскольку срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ является пресекательным, то есть не подлежащими восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Также суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении исковых требований в части привлечения ответчика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Ежегодным земельным налогом, в силу ст. 1 Закона РСФСР "О плате за землю", облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР "О плате за землю", п. 29 Инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 г. суммы налога за землю уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Статьей 12 Закона Московской области N 18/95-ОЗ от 16.06.1995 г. "О плате за землю в Московской области" установлено, что на территории Московской области суммы земельного налога уплачиваются равными долями юридическими лицами не позднее 1 августа и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 55 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется по окончании налогового периода. Суммы, подлежащие уплате по окончании первого квартала, полугодия и девяти месяцев по тем налогам, налоговым периодом для которых является год, названы указанной статьей авансовыми платежами.
Статьей 16 Закона РСФСР "О плате за землю" установлено, что налоговым периодом по налогу на землю является год.
Решение N 189/448 о доначислении за 2003 г. земельного налога в сумме 29900 руб. вынесено инспекцией 30.09.2003 г. по истечении первого срока уплаты налога, установленного законодательством для его уплаты, то есть до истечения налогового периода. В связи с тем, что ответственности за неполную уплату авансовых платежей по итогам отчетных периодов статьей 122 Кодекса не предусмотрено, следовательно, решение N 189/446 инспекции МНС РФ по г. Озеры Московской области в данной части является незаконным.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ОАО "Водострой" образовано в результате приватизации Государственного предприятия Озерское районное управление эксплуатации мелиоративных систем (РУЭМС), объекты приватизации которого определены Планом приватизации (л.д. 31-38).
Согласно п. 8 Плана приватизации гидроузел и насосные станции являются объектами, не подлежащими приватизации, а в соответствии с п. 16 Плана приватизации земельный участок предприятия расположен в черте города Озеры Московской области на территории, закрепленной за госпредприятием РУЭМС Государственным актом на право пользования землей серии А-1 N 050830 от 04.04.1983 г. (л.д. 33, 34, 39-42).
Между тем, Министерство имущественных отношений Московской области в письме N ИС-9347 от 14.11.2003 г. сообщило, что в соответствии с планом приватизации ГП Озерское РУЭМС насосные станции были исключены из состава приватизируемого имущества и остались в государственной федеральной собственности, в государственную собственность Московской области не передавались, в реестре собственности Московской области по состоянию на 12.11.2003 г. не значатся (л.д. 28).
Кроме того, из письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ФГУ "Управление Мосмелиоводхоз" N 27-7/13 от 11.03.2004 г. усматривается, что насосные станции потеряли свое назначение, не представляют ценности и являются бесхозными (л.д. 64-65).
В материалы дела представлено письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ФГУ "Управление Мосмелиоводхоз" N 27-7/70 от 28.08.2003 г. в адрес директора ОАО "Водострой" о том, что ФГУ не возражает против передачи в хозяйственное ведение насосных станций 1 и 2 подъема, в связи с тем, что они находятся в нерабочем состоянии, разграблены, полностью разукомплектованы и в настоящее время представляют один каркас (л.д. 83).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчик по состоянию на 28.08.2003 г. земельным участком, на котором расположены насосные станции, не пользовался, следовательно, для доначисления земельного налога на площадь земельного участка, занятого указанными объектами, а также для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату доначисленной суммы налога, у налогового органа законных оснований не было.
Оставляя судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции учитывает позицию налогового органа, изложенную в ходатайстве Инспекции от 30.11.2004.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа, суд постановил:
решение от 01.04.2004, постановление от 21.07.2004 по делу N А41-К2-1855/04 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Озеры Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2004 г. N КА-А41/11194-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании