Юридические консультации и бесплатная юридическая помощь
Как известно, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" изменил многие правила, устоявшиеся в практике организации и деятельности адвокатуры в течение многих лет. Вполне естественно, что наибольшие проблемы на практике вызывает применение именно таких норм Закона. Не будем забывать и о том, что не все его положения сформулированы ясно и однозначно. Нормы действующего законодательства об организации юридических консультаций и бесплатной юридической помощи комментирует первый вице-президент Федерального союза адвокатов, член Совета Федеральной палаты адвокатов, вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, директор адвокатской конторы "СантаЛекс" Московской городской коллегии адвокатов кандидат юридических наук Г.К. Шаров.
Статья 24. Юридическая консультация
1. В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.
2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом.
3. Вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
4. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.
1. Обеспечение конституционных гарантий на получение квалифицированной юридической помощи законодатель возложил на адвокатские палаты субъектов Федерации (п. 4 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Доступность юридической помощи на всей территории субъекта Федерации обязан обеспечить совет адвокатской палаты. Для этого совет, в частности, принимает решения о создании юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в них, а также финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов (п. 3 ст. 31 Закона).
Установленное Законом об адвокатуре право адвоката самостоятельно избирать место осуществления адвокатской деятельности приводит к концентрации адвокатов в крупных городах, где проще обеспечить достаточную практику. Юридические консультации, являющиеся одной из четырех предусмотренных законом форм адвокатских образований (ст. 20), и призваны обеспечить доступную юридическую помощь в районах, где адвокаты не стремятся создавать свои кабинеты, коллегии или бюро.
2. Пункт 1 ст. 24 Закона об адвокатуре устанавливает тот случай, при котором адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, - если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью. С представлением об учреждении юридической консультации в адвокатскую палату должен обратиться орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 2) к органам государственной власти субъекта Федерации относит законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Любой из этих органов, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Федерации, вправе обратиться в адвокатскую палату с представлением об учреждении юридической консультации.
3. Судебным районом является территория юрисдикции районных судов, которая может не совпадать с административно-территориальным делением субъекта Федерации.
Фраза "менее двух" адвокатов на одного судью в буквальном толковании свидетельствует о том, что, если в судебном районе на одного судью федерального суда приходится два адвоката, орган власти не вправе обращаться в адвокатскую палату с представлением об учреждении юридической консультации.
В России существует единство судебной системы, в которую входят и мировые судьи, а их финансирование осуществляется также из федерального бюджета (ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Было бы логичнее установить, что орган государственной власти субъекта Федерации вправе обратиться с представлением об учреждении юридической консультации, если на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного не только судью федерального суда, но и мирового судью.
4. В Законе об адвокатуре не говорится, вправе ли адвокатская палата учреждать юридические консультации без представления органа власти, а также учреждать их в судебных районах, где число адвокатов на одного судью федерального суда два и больше.
Адвокатская палата вправе по своему усмотрению создавать юридические консультации в любых судебных районах независимо от количества адвокатов, работающих в этих районах, поскольку по этому вопросу закон не содержит каких-либо запретов. Так же как закон не обязывает адвокатскую палату ликвидировать или реорганизовать юридическую консультацию, в случае когда в судебном районе количество адвокатов, работающих в иных адвокатских образованиях, возрастет до двух или больше на одного судью федерального суда.
5. Закон об адвокатуре не обязывает адвокатскую палату учредить юридическую консультацию по правомерному представлению органа государственной власти. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией и действует на принципах независимости и самоуправления, поэтому орган власти не вправе обязать адвокатскую палату учредить и финансировать юридическую консультацию. Однако необоснованный отказ или уклонение адвокатской палаты от учреждения юридической консультации могут быть оспорены в суде.
6. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и Законом об адвокатуре.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (ст. 9) учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Учредительными документами для учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В учредительных документах должны определяться наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества и иные положения, не противоречащие законодательству (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).
Учреждение может осуществлять различные виды деятельности, не запрещенные законодательством и соответствующие целям деятельности учреждения, которые предусмотрены ее учредительными документами. Учреждение может осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Источниками формирования имущества учреждения являются регулярные и единовременные поступления от учредителя, добровольные имущественные взносы и пожертвования, а также другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).
В отличие от бюро и коллегии адвокатов Закон об адвокатуре не устанавливает ограничений в преобразовании юридической консультации, поэтому она может быть преобразована в организацию одной из форм, предусмотренных Законом о некоммерческих организациях.
Адвокатская палата как собственник имущества, закрепленного за юридической консультацией, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Юридическая консультация не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете. Если в соответствии с учредительными документами юридической консультации предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 296, 298 ГК РФ).
7. Так же, как в бюро и коллегии адвокатов, соглашения об оказании юридической помощи в юридической консультации заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации юридической консультации.
Адвокатские образования всех форм создаются для содействия адвокатам в осуществлении их профессиональной деятельности. Такое содействие адвокатам со стороны адвокатских образований может выражаться в выполнении организационных, управленческих, бухгалтерских, представительских и иных функций, обеспечивающих адвокатам самостоятельное и независимое осуществление их профессиональной деятельности. Кабинеты, коллегии и бюро создаются самими адвокатами, а юридические консультации - адвокатскими палатами.
Адвокат, а не адвокатское образование или палата, оказывает юридическую помощь и является субъектом договорных отношений с доверителем. По существу, адвокат является лицом, занимающимся частной практикой. В юридической консультации, как и в бюро или коллегии адвокатов, взаимоотношения адвокатов с адвокатским образованием, по общему правилу, не может строиться на основе трудовых или подрядных договоров, поскольку ни юридическая консультация, ни адвокатская палата не являются работодателями или заказчиками профессиональных услуг адвоката.
Если бы в юридической консультации адвокат работал по трудовому договору с юридической консультацией или палатой, то они являлись бы стороной договора об оказании юридической помощи и несли имущественную ответственность за некачественную юридическую помощь. Однако такая конструкция противоречит Закону об адвокатуре (п. 1 ст. 25, п. 10 ст. 29 и др.).
8. Имущество юридических консультаций, как имущество бюро и коллегий адвокатов, освобождается от налогообложения (п. 14 ст. 381 НК РФ).
Применительно к налогу на доходы физических лиц юридические консультации, как бюро и коллегии адвокатов, являются налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ).
Однако применительно к налогу на добавленную стоимость НК РФ в подп. 14 п. 3 ст. 149 установил, что не подлежат налогообложению услуги коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. В этой норме не упоминаются услуги юридических консультаций, которые они оказывают работающим в них адвокатам. Полагаем, что это умолчание носит случайный характер, и при внесении в Кодекс очередных поправок этот пробел будет устранен.
В отличие от адвокатских палат, кабинетов, бюро и коллегий юридические консультации не упоминаются и в перечне организаций, для которых целевые поступления на их содержание и ведение уставной деятельности не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль. Но это упущение законодателя легко устранить путем зачисления на счет адвокатской палаты целевых отчислений адвокатов юридической консультации, предназначенных на содержание своей консультации.
С 1 января 2004 г. адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, для целей Налогового кодекса отнесены к индивидуальным предпринимателям (п. 2 ст. 11 НК РФ) и поэтому вправе применять упрощенную систему налогообложения. Представляется, что все адвокаты независимо от того, в каком адвокатской образовании они занимаются частной адвокатской практикой, должны получить право на применение упрощенной системы налогообложения. Предоставление такого права только адвокатам, учредившим кабинеты, нарушает принцип равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре).
9. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что вопросы финансовой помощи и материально-технического обеспечения деятельности юридической консультации регулируются законодательством субъекта Федерации, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Для обеспечения деятельности юридической консультации Закон об адвокатуре предусмотрел оказание материальной помощи адвокатской палате со стороны органов государственной власти субъекта Федерации по вопросам:
1) материально-технического обеспечения юридической консультации;
2) выделения служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации;
3) финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.
Материальная помощь адвокатской палате со стороны государственных органов субъекта Федерации для обеспечения деятельности юридической консультации может оказываться в формах: предоставления денежных средств; предоставления конкретных помещений, имущества (мебели, оргтехники и другого оборудования и материалов); обеспечения их содержания, эксплуатации и ремонта; в других формах. Для этого органы государственной власти субъекта Федерации в пределах своей компетенции могут использовать средства бюджета, внебюджетные средства и иные не запрещенные законом источники.
Кроме материальной помощи и служебных помещений органы государственной власти (как федеральные, так и субъектов Федерации) должны при необходимости выделять адвокатским образованиям средства связи, а также обеспечивать гарантии независимости адвокатуры (п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре). Материально-техническое обеспечение и материальная помощь государства являются гарантией экономической независимости юридических консультаций и работающих в них адвокатов.
10. В настоящее время в Республике Калмыкия, Ставропольском крае, Владимирской, Нижегородской, Омской, Пермской и Ярославской областях законодательно урегулированы особенности создания юридических консультаций. "В некоторых региональных законах прослеживаются слабые попытки решить вопрос оказания финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации посредством отсылок к законам о региональных бюджетах: "в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом... области об областном бюджете"*(1).
11. По действующему законодательству регулирование вопросов материальной помощи на содержание юридических консультаций и оплаты труда адвокатов за оказание помощи бесплатно или по назначению путем заключения тарифных соглашений невозможно. Вопросы заключения тарифных соглашений предусматриваются Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", но его действие распространяется на отношения с наемными работниками, к которым адвокаты не относятся.
Оптимальным способом взаимодействия органа государственной власти субъекта Федерации с адвокатской палатой является договор, в котором одна сторона обязуется оказывать целевую материальную помощь в определенном виде, объеме и порядке, а другая - учредить и обеспечивать деятельность юридической консультации.
На такой договор не распространяется действие Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", поскольку установленный этим законом порядок относится лишь к предпринимательской деятельности, а адвокатская деятельность таковой не является.
12. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает полномочия высшего органа адвокатской палаты субъекта Федерации в отношении юридической консультации. Собрание (конференция) адвокатов:
ежегодно определяет смету расходов на содержание юридической консультации;
ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации;
определяет порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях (п. 2 ст. 30 Закона об адвокатуре).
Совет адвокатской палаты (п. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре):
принимает решения о создании юридических консультаций;
направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов;
финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов.
13. Юридическая консультация как созданное адвокатской палатой учреждение финансируется собственником полностью или частично. Финансирование юридических консультаций осуществляется по ежегодно устанавливаемым сметам расходов на их содержание. Финансирование может быть полным или частичным.
При полном финансировании юридическая консультация получает от палаты средства, которые полностью покрывают все ее сметные расходы. При этом средства палаты на финансирование юридической консультации могут формироваться за счет отчислений адвокатов на общие нужды палаты, целевой финансовой помощи субъекта Федерации для содержания юридической консультации и других не запрещенных законом источников.
При частичном финансировании со стороны адвокатской палаты юридическая консультация покрывает недостающую часть сметных расходов самостоятельно за счет отчислений на содержание юридической консультации, работающих в ней адвокатов, доходов от осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной ее учредительными документами, и других не запрещенных законом источников.
Указание закона на то, что собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения адвокату, работающему в юридической консультации, не означает, что для всех адвокатов, работающих в любой юридической консультации, палата должна установить равное вознаграждение, и что палата в любом случае обязана устанавливать какое-либо вознаграждение.
14. Адвокат вправе в соответствии с Законом об адвокатуре самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности (п. 2 ст. 20). Адвокатура действует на основе принципа равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3). В юридических консультациях, как и в других адвокатских образованиях, адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность не по трудовым договорам. Поэтому направить адвоката для работы в юридической консультации можно только с его согласия. Для стимулирования работы адвокатов в юридических консультациях необходимо создать экономически приемлемые условия, которые могут выражаться как в адекватных материальных дотациях к доходам, полученным от адвокатской деятельности, так и в создании надлежащих условий работы, предоставлении жилья, разрешении совмещать адвокатскую деятельность с иной деятельностью и пр.
Решение о направлении адвоката в юридическую консультацию совету палаты целесообразно принимать на основании письменного заявления адвоката в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов. В решении совета палаты целесообразно определить срок работы адвоката в юридической консультации, который он указал в своем заявлении. Нарушение адвокатом согласованного срока его работы в юридической консультации может быть поводом для дисциплинарной ответственности, поскольку адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции (п. 9 ст. 29 Закона об адвокатуре).
15. Федеральная палата адвокатов совместно с российским представительством Американской ассоциации юристов работают над проектом модельного закона по вопросам адвокатуры для субъектов Федерации. Этот проект содержит главу, посвященную юридическим консультациям.
При дальнейшем совершенствовании Закона об адвокатуре в комментируемую статью целесообразно внести следующие изменения:
последнюю фразу п. 1 сформулировать в редакции: "адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и после согласования необходимых условий учреждает юридическую консультацию";
первое предложение п. 2 сформулировать в редакции: "Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения, и осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования за счет отчислений работающих в ней адвокатов на содержание юридической консультации";
пункт 4 сформулировать в редакции: "Собрание (конференция) адвокатов ежегодно утверждает смету расходов на содержание юридических консультаций и в случае необходимости определяет размер финансовых дотаций юридическим консультациям для выполнения утвержденной сметы ее расходов из средств адвокатской палаты".
Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно
1. Юридическая помощь гражданам Роcсийской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
2. Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1. С момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в него было внесено единственное уточняющее изменение Федеральным законом от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ. Это изменение касалось абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.
2. Конституция РФ (ст. 48) гарантирует каждому в случаях, предусмотренных законом, бесплатное получение юридической помощи. Организацию юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, законодатель возложил на адвокатские палаты субъектов Федерации (п. 4 ст. 29 Закона об адвокатуре).
Решения, связанные с порядком оказания юридической помощи бесплатно и порядком участия в этом адвокатов, адвокатская палата субъекта Федерации обязана принять в 20-дневный срок со дня ее регистрации (ч. 1 ст. 44).
Совет адвокатской палаты обеспечивает на всей территории субъекта Федерации доступность юридической помощи, в том числе оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных российским законодательством (п. 3 ст. 31).
3. В Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г. было записано, что соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры на юридическое обслуживание с организациями заключает заведующий юридической консультацией, который действует по доверенности президиума коллегии адвокатов.
Действующий Закон об адвокатуре четко установил, что не адвокатское образование или палата, а только сам адвокат является субъектом адвокатской деятельности, стороной договора поручения и (или) оказания услуг и оказывает все виды юридической помощи (ст. 25).
Юридическая консультация, иное адвокатское образование или адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени и не могут являться субъектом (стороной) оказания платной или бесплатной помощи. Именно адвокат обязан оказывать бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законом, и исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника по назначению (подп. 2 п. 1 ст. 7).
Адвокатская палата и адвокатские образования должны лишь организовать и обеспечить профессиональную работу адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи, определить порядок ее оказания и порядок участия адвокатов в работе в качестве защитников по назначению (п. 4 ст. 29, ст. 31 и 44 Закона об адвокатуре).
4. Любая юридическая помощь адвоката, любая адвокатская деятельность, включая оказание юридической помощи бесплатно или по назначению, осуществляется только на основе соглашения адвоката с доверителем, которое является гражданско-правовым договором, заключаемым в простой письменной форме.
Общий принцип свободы договора, установленный Гражданским кодексом РФ, имеет определенные границы: "Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена: законом" (ст. 421). В случаях, установленных законом, договор может заключаться в обязательном порядке (ст. 445). Договоры об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи или помощи по назначению должны заключаться адвокатами в обязательном порядке.
Сторонами договора о юридической помощи являются адвокат и доверитель, которому, как правило, оказывается помощь. Договор доверителя с адвокатом на оказание юридической помощи не самому доверителю, а назначенному им лицу - это договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). При этом лицо, в пользу которого заключен договор, имеет право требовать от адвоката исполнения его обязательств.
Договор об оказании юридической помощи по назначению, включая договор на осуществление защиты в уголовном судопроизводстве, также служит разновидностью договора в пользу третьего лица, стороны которого - адвокат и государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц (дознавателя, следователя, прокурора или суда) - действуют как законные представители государства на основании полномочий, предоставленных им Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Это возмездный договор с оплатой по установленным тарифам за счет средств бюджета, заключение которого обязательно для адвоката.
В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 450) расторжение договора по соглашению сторон возможно, если иное не предусмотрено другими законами. Применительно к договору на защиту по назначению такими законами являются Закон об адвокатской деятельности, который устанавливает, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты, и Уголовно-процессуальный кодекс, в соответствии с которым "отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда".
Закон об адвокатуре устанавливает, что гражданско-правовой договор на оказание юридической помощи заключается в простой письменной форме.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами по почте, телеграфу, телефону, электронной или иной связи (ст. 434 ГК РФ). Письменная форма договора считается соблюденной, если в ответ на письменное предложение заключить договор (оферту) лицо, получившее оферту, совершило действия по выполнению указанных в ней условий договора (приступило к оказанию услуги, выполнению работы и т.п.). Такие действия лица, получившего оферту, считаются акцептом (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Следовательно, телефонограмма (или иной документ, полученный по телефонной, электронной, почтовой или иной связи) дознавателя, следователя, прокурора или суда, принятая адвокатским образованием, может рассматриваться как соглашение в простой письменной форме, если адвокат приступил к выполнению поручения.
Если условие договора не установлено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон (ст. 421 ГК РФ).
Несоблюдение простой письменной формы сделки может повлечь ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (ст. 162 ГК РФ). Однако по общему правилу несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет ее недействительность, а лишь лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
5. Оказание юридической помощи гражданам бесплатно не означает, что адвокат не имеет права на оплату своего труда по оказанию такой помощи. Бесплатное оказание юридической помощи гражданам не должно нарушать конституционного права адвоката "на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации" (ст. 37 Конституции РФ). Бесплатность юридической помощи относится не к адвокату, а к гражданину, которой имеет право на такую помощь. Если помощь для доверителя платная, то платит доверитель, а если для доверителя или назначенного им лица помощь бесплатная, то платит государство (может доплачивать и адвокатская палата).
Законодательство об адвокатуре не предусматривает обязанность адвоката заключать безвозмездные договоры на оказание юридической помощи.
В соответствии с Гражданским кодексом исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424).
По общему правилу, когда для определенных категорий граждан или в определенных случаях закон устанавливает какие-либо льготы по оплате работ или услуг, понесенные в связи с этим убытки лица, выполняющего такие работы или оказывающего услуги, возмещаются за счет средств бюджета того государственного образования, которое установило такие льготы. Например, согласно договору перевозки транспортом общего пользования в случаях, когда в соответствии с законом установлены льготы по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК РФ).
Поскольку льготы, предусмотренные в ст. 26 Закона об адвокатуре, установлены федеральным законодателем, то и труд адвоката, предоставляющего эти льготы, по общему правилу, должен оплачиваться из федерального бюджета.
Закон об адвокатуре в п. 3 ст. 3 установил, что финансирование деятельности адвокатов, оказывающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бесплатную юридическую помощь российским гражданам, осуществляется органами государственной власти. К органам государственной власти относятся как органы власти России, так и ее субъектов. Поэтому субъекты Федерации вправе своими законами установить оплату труда адвокатов по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и помощи по назначению и в тех случаях, когда такая помощь установлена федеральным законодательством.
Порядок оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению, определен в п. 8 ст. 25 Закона об адвокатуре. Защита по назначению оплачивается за счет средств федерального бюджета, расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов, а размер вознаграждения адвоката установлен Правительством РФ.
Порядок и размер оплаты труда адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам бесплатно, в соответствии с п. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре устанавливаются Правительством РФ. Однако до настоящего времени Правительство такой нормативный акт не приняло.
Договоры на оказание бесплатной юридической помощи в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, как и на участие в уголовном судопроизводстве по назначению, являются возмездными договорами, даже если фактически работа адвоката оплачивается государством не всегда и не в полной мере.
6. Независимо от органов государственной власти, обязанных финансировать деятельность адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, такое финансирование вправе осуществлять и адвокатские палаты. Закон об адвокатуре устанавливает, что собрание (конференция) адвокатов ежегодно устанавливает размер и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно (п. 10 ст. 25). Совет адвокатской палаты в отличие от собрания не устанавливает, а определяет тот же порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (подп. 5 п. 3 ст. 31). Таким образом, и высший, и исполнительный орган адвокатской палаты вправе определить (установить) порядок выплаты вознаграждения адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи в пределах средств, предназначенных на эти цели собранием (конференцией) адвокатов.
Не только адвокатские палаты субъектов Федерации, но и всероссийский съезд адвокатов может принять решение за счет средств Федеральной палаты адвокатов оплачивать труд адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (п. 2 ст. 38). Затраты на эти цели относятся к затратам на общие нужды адвокатской палаты (п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 38 Закона об адвокатуре).
7. Положение об адвокатуре в РСФСР 1980 г. помимо установленных им случаев оказания бесплатной юридической помощи предоставляло право заведующим юридическими консультациями и президиумам коллегий адвокатов исходя из имущественного положения гражданина освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи.
Действующий Закон об адвокатуре не предусматривает такого права ни для адвокатов, ни для руководителей адвокатских образований и палат, что позволяет избежать произвольного освобождения граждан от оплаты за оказанную адвокатом юридическую помощь и исключает произвольное уменьшение налоговой базы.
Однако адвокатская палата вправе определять размер и порядок выплаты вознаграждения адвокатам за оказание юридической помощи бесплатно и устанавливать дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи при условии оплаты труда адвоката из средств палаты.
8. Закон об адвокатуре в ст. 7 устанавливает, во-первых, что адвокат обязан участвовать по назначению в качестве защитника в уголовном судопроизводстве и оказывать юридическую помощь гражданам бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Буквальное толкование этой нормы свидетельствует о том, что законодатель относит к бесплатной юридической помощи случаи обязательного участия адвоката по назначению в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.
Во-вторых, в этой статье указано, что адвокат обязан оказывать гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а не только в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона об адвокатуре.
Случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, предусмотренные федеральным законодательством, можно классифицировать следующим образом.
Помощь по назначению независимо от материального положения доверителя:
защита в уголовном судопроизводстве;
представительство в гражданском судопроизводстве в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ.
Помощь малоимущим:
представительство малоимущих истцов в гражданском судопроизводстве в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона об адвокатуре;
консультации и составление документов правового характера малоимущим в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона об адвокатуре.
Помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в виде консультаций и составления документов правового характера независимо от материального положения несовершеннолетнего.
Помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), поэтому вряд ли оправданно ограничение прав субъектов Федерации на установление дополнительных случаев бесплатной юридической помощи гражданам, если эти субъекты изыщут средства для оплаты труда адвокатов, оказывающих такую помощь.
9. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает критерии для отнесения граждан Российской Федерации к категории малоимущих, которым юридическая помощь может оказываться бесплатно. Это граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины.
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (ст. 1) определяет прожиточный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. Семья для целей определения прожиточного минимума, - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Федерации - их органами исполнительной власти.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения в субъектах Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В случае если в субъекте Федерации не установлена величина прожиточного минимума, используется величина прожиточного минимума, установленная Правительством РФ.
Например, постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 г. N 74 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2003 г. в расчете на душу населения - 2143 руб., для трудоспособного населения - 2341 руб., пенсионеров - 1625 руб., детей - 2113 руб.
Одиноко проживающие граждане или граждане, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи (ст. 6 Закона о прожиточном минимуме), а также на получение в установленных случаях юридической помощи бесплатно.
10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (ст. 7). Таким гражданам по их заявлению назначается государственная социальная помощь. Эта помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущих, а гражданам выдается уведомление о назначении государственной социальной помощи.
Доказательством того, что гражданин относится к категории малоимущих и на него распространяются льготы, установленные ст. 26 Закона об адвокатуре, могут служить документы, предусмотренные Законом о государственной социальной помощи - решение или уведомление органа социальной защиты о назначении государственной социальной помощи. Кроме того, орган социальной защиты населения по просьбе гражданина, который имеет право на государственную социальную помощь, может по его просьбе выдать справку, подтверждающую это обстоятельство. На документе, подтверждающем право на государственную социальную помощь, должны стоять дата выдачи и срок действия.
Оплату услуг, оказываемых малоимущим гражданам, как один из видов государственной социальной помощи Закон о государственной социальной помощи называет субсидиями (ст. 1, 12). В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Федерации на оплату субсидий такие средства выделяются субъектам Федерации за счет средств федерального бюджета или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 5).
11. Подпункты 1-4 п. 1 комментируемой статьи устанавливают случаи, когда юридическая помощь малоимущим гражданам оказывается бесплатно. Во-первых, это истцы по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью. Во-вторых, ветераны Великой Отечественной войны (по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью). В-третьих, граждане при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, а также граждане, пострадавшие от политических репрессий (по вопросам, связанным с реабилитацией). Во всех перечисленных случаях юридическая помощь бесплатно может оказываться только гражданам России.
Фраза в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи о том, что бесплатная помощь оказывается малоимущим истцам только по уже "рассматриваемым судами" делам неточно сформулирована. Очевидно, в эту помощь должны входить также консультации, связанные с обращением в суд, и подготовка проекта заявления в суд.
12. Объем и пределы правовой помощи адвокатов по обязательному участию в гражданском судопроизводстве, как и по назначению в уголовном процессе, достаточно четко определены процессуальным законодательством и Кодексом профессиональной этики адвоката (п. 2 и 4 ст. 13 Кодекса).
Однако не по всем случаям бесплатной помощи комментируемая статья называет ее виды и объем.
Бесплатная помощь жертвам политических репрессий, ветеранам Великой Отечественной войны и несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях, должна выражаться прежде всего в консультациях (советах) и составлении заявлений, жалоб и других правовых документов.
Нецелесообразно бесплатное оказание иных видов юридической помощи этим категориям граждан. Например, представительство в судопроизводстве в судах всех уровней, включая суды иностранных государств и международные судебные органы; представительство перед третьими лицами; защита в уголовном судопроизводстве или при производстве по делам об административных правонарушениях, кроме случаев обязательного участия адвоката, предусмотренных соответствующим процессуальным законодательством. В этих случаях помощь адвоката доверителю, участвующему в судопроизводстве или обращающемуся в различные органы и организации, будет состоять в подготовке проектов соответствующих документов, а подача их адресату возможна по почте без личного участия адвоката.
При дальнейшем совершенствовании Закона об адвокатуре целесообразно внести уточнения о том, что юридическая помощь ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и несовершеннолетним в случаях, указанных в ст. 26 Закона, оказывается адвокатами бесплатно только в виде консультаций и справок по правовым вопросам и составления документов правового характера.
13. Представительство по назначению в гражданском судопроизводстве оплачивается в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, которая устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя. Поскольку расходы на оплату услуг представителя являются убытками лица, в пользу которого вынесено судебное решение, адвокат по назначению в интересах доверителя вправе претендовать на возмещение таких убытков, даже если доверитель фактически их не произвел, а лишь должен будет произвести (ст. 15 ГК РФ).
Если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования (это не вполне корректная формулировка ГПК РФ, поскольку если правовая помощь оказывается адвокатом, то и возмещение должно быть в пользу адвоката).
Однако ни Гражданский процессуальный кодекс, ни Закон об адвокатуре не устанавливают источник, размер и порядок оплаты труда адвоката, участвующего в гражданском процессе по назначению, если судебное решение состоялось не в пользу его доверителя, и он уклоняется или не имеет средств для оплаты, либо хотя и в пользу доверителя, но должник уклоняется или не имеет средств для оплаты.
Представляется, что государство, обязывая адвоката участвовать в гражданском судопроизводстве, должно оплатить его труд в размере по аналогии с оплатой за участие по назначению в уголовном судопроизводстве, а затем вправе принимать меры к компенсации таких расходов с проигравшей стороны.
Целесообразно, чтобы любая бесплатная помощь по участию в гражданском судопроизводстве (как в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ, так и в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона об адвокатуре) оказывалась только по назначению суда. Тогда труд адвоката по назначению в гражданском судопроизводстве оплачивался бы по аналогии с оплатой за участие по назначению в уголовном судопроизводстве.
14. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что субъекты Федерации своими законами и иными нормативными правовыми актами должны определить перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов.
К 1 декабря 2000 г. в Республике Калмыкия, Ханты-Мансийском автономном округе, Волгоградской, Владимирской, Курской, Магаданской, Омской, Пермской, Ростовской, Томской, Ульяновской и Ярославской областях принято законодательство, устанавливающее перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи, и порядок их предоставления.
Перечень документов, представляемых для подтверждения права на получение юридической помощи бесплатно, везде примерно одинаковый. Как правило, это заявление об оказании бесплатной юридической помощи, документ, подтверждающий российское гражданство, справка о составе семьи и размере доходов каждого из ее членов и пр. Но процедура представления документов иногда существенно отличается, а в некоторых законах и вовсе отсутствует. В большинстве регионов документы на получение бесплатной юридической помощи представляются гражданином непосредственно адвокату или адвокатскому образованию. В Ханты-Мансийском автономном округе, Магаданской и Ярославской областях документы необходимо направлять в адвокатскую палату соответствующего субъекта Федерации, а в Ярославской области к документам необходимо приложить их копии, заверенные нотариально или печатью адвокатской палаты. Заявление об оказании юридической помощи рассматривается советом палаты в течение месяца*(2).
15. Для заключения письменного соглашения на оказание юридической помощи бесплатно гражданин должен представить адвокату:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность доверителя и подтверждающий его гражданство;
документ, подтверждающий, что обратившийся имеет право на государственную социальную помощь или его нотариально заверенная копия;
документы, подтверждающие наличие случаев, с которыми закон связывает возникновение права на оказания бесплатной юридической помощи (например, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, документ о признании лица пострадавшим от политических репрессий, документы, подтверждающие смерть кормильца, повреждение здоровья, связанное с трудовой деятельностью и др.) или их нотариально заверенные копии.
Если к адвокату обращается представитель гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, который действует в его интересах и по его поручению, такой представитель должен иметь нотариально заверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
Адвокат, оказывающий бесплатную юридическую помощь, должен убедиться, что юридическая помощь оказывается надлежащему лицу по тому вопросу и в том виде, которые предусмотрены законом.
16. В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г.), льготы лицу, пострадавшему от политических репрессий, предоставляются при предъявлении им свидетельства о праве на них либо документов о реабилитации или о признании пострадавшим от политических репрессий.
17. Гражданин, имеющий право на бесплатную юридическую помощь и желающий ее получить, вправе обратиться к адвокату, работающему в районе места жительства гражданина, или в расположенное в этом районе адвокатское образование. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Закона об адвокатуре, гражданин обращается к адвокату, работающему в судебном районе суда первой инстанции, которому подведомственно рассмотрение дела, или в расположенное в этом районе адвокатское образование. Иначе адвокат вынужден будут выезжать в командировку, что повлечет неоправданные расходы.
Гражданин, имеющий право на получение бесплатной юридической помощи и содержащийся под стражей, вправе обратиться к адвокату, осуществляющему деятельность в адвокатском образовании, расположенном на территории района места нахождения учреждение, в котором содержится гражданин, или в указанное адвокатское образование, или в адвокатскую палату субъекта Федерации через администрацию этого учреждения.
Если адвокат неправомерно отказывает гражданину, имеющему право на бесплатную юридическую помощь, в оказании такой помощи, гражданин вправе обжаловать отказ в адвокатскую палату субъекта Федерации, которая обязана обеспечить оказание гражданину этой помощи.
18. Проект модельного закона по вопросам адвокатуры для субъектов Федерации, над которым совместно работают Федеральная палата адвокатов и российское представительство Американской ассоциации юристов, содержит специальную главу, посвященную вопросам бесплатной юридической помощи гражданам (включая перечень и порядок предоставления документов, необходимых для получения такой помощи).
19. Пункт 3 комментируемой статьи обязывает адвокатов во всех случаях оказывать бесплатно юридическую помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст. 4) к системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относит: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости и внутренних дел, а также учреждения, создаваемые в установленном порядке в перечисленных органах для осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Закон об адвокатуре устанавливает, что юридическая помощь оказывается бесплатно не всем несовершеннолетним, посещающим учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а лишь тем, кто в них содержится хотя бы временно.
К таким специализированным учреждениям, например, относятся:
а) учреждения органов управления социальной защитой населения:
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних;
б) учреждения органов управления образованием:
специальные общеобразовательные школы;
специальные профессиональные училища;
специальные (коррекционные) образовательные учреждения;
в) учреждения органов внутренних дел:
центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
20. Закон об адвокатуре не обязывает адвокатов оказывать юридическую помощь бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Права несовершеннолетних, содержащихся в таких учреждениях, регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 8 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
21. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (п. 2 ст. 8) устанавливает, что несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наряду с правом на обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, имеют право на обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов. Этот же закон (ст. 25) предусматривает, что финансовое обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации с учетом установленного порядка финансирования деятельности указанных учреждений.
Следовательно, работа адвоката, оказывающего помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна оплачиваться этими учреждениями за счет средств, предназначенных на содержание этих учреждений, путем безналичного перечисления на банковский счет адвокатского образования, где работает адвокат. При этом законодательство до настоящего времени не определило размер оплаты труда адвоката.
Основанием оплаты труда адвоката в этих случаях может быть письменное требование указанного учреждения с отметками должностного лица, заверенной печатью учреждения о днях и времени работы адвоката, виде и объеме оказанной адвокатом юридической помощи и об отсутствии претензий к адвокату.
Юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, может оказываться адвокатами по письменному требованию указанных учреждений, самих несовершеннолетних или их законных представителей. В требовании желательно указывать информацию о виде и характере юридической помощи, требующейся несовершеннолетнему. Требование может быть направлено в адвокатское образование, расположенное на территории района места нахождения учреждения или в адвокатскую палату субъекта Федерации.
21. Правительство РФ в постановлении от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению:" установило, что средства федерального бюджета на оплату труда адвокатов поступают Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и органам государственной власти Российской Федерации, которые наделены полномочиями по назначению адвокатов. Судебный департамент и указанные государственные органы оплачивают труд адвоката. Основанием оплаты является постановление (определение) органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда.
По такой же схеме могла бы осуществляться оплата труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве по назначению суда (ст. 50 ГПК РФ), а также помощь истцам и несовершеннолетним в случаях, указанных в ст. 26 Закона об адвокатуре.
Оплата труда адвокатов, оказывающих иную бесплатную помощь малоимущим в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона об адвокатуре и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также могла бы производиться через органы социальной защиты субъекта Федерации.
Однако целесообразнее и дешевле направлять бюджетные деньги, предназначенные для оплаты труда адвокатов по назначению и по оказанию бесплатной помощи, в адвокатские палаты; деньги бюджета Российской Федерации - в Федеральную палату адвокатов; деньги бюджетов субъектов Федерации - в адвокатские палаты субъектов Федерации, которые перечислят соответствующие суммы в адвокатские образования для оплаты труда конкретных адвокатов. Это потребует внесения изменений в бюджетное законодательство, но даст возможность сократить аппарат чиновников и, соответственно, экономить государственные средства на их зарплату.
При поступлении в адвокатские палаты бюджетных средств, предназначенных для оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную помощь, адвокатские палаты должны будут тщательно следить за правильным расходованием этих целевых бюджетных средств, а органы счетной палаты - контролировать такие расходы (правомерность освобождения гражданина от оплаты и соответствие начисленных сумм виду и объему проделанной работы). Но ни при каких обстоятельствах государственные органы не вправе контролировать существо и качество юридической помощи.
Для возможности контроля расходования целевых бюджетных средств адвокаты, оказывающие бесплатную помощь или помощь по назначению, должны представлять в адвокатские палаты, а палаты - проверять документы, подтверждающие правомерность и объем бесплатной юридической помощи. Адвокаты должны вести учет бесплатной работы в форме, устанавливаемой адвокатской палатой.
22. Противоречия и неточности формулировок отдельных норм законодательства об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования этих норм и, в частности, ст. 26 Закона об адвокатуре.
Г.К. Шаров,
первый вице-президент Федерального союза адвокатов,
член Совета Федеральной палаты адвокатов, вице-президент
Международного союза (содружества) адвокатов, директор
адвокатской конторы "СантаЛекс" Московской городской коллегии
адвокатов кандидат юридических наук
"Адвокат", N 11, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шугрина Е.С. Региональные законы об адвокатской деятельности // Адвокат. - 2004. - N 2.
*(2) Шугрина Е.С. Региональные законы об адвокатской деятельности // Адвокат. - 2004. - N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридические консультации и бесплатная юридическая помощь
Автор
Г.К. Шаров - первый вице-президент Федерального союза адвокатов, член Совета Федеральной палаты адвокатов, вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, директор адвокатской конторы "СантаЛекс" Московской городской коллегии адвокатов кандидат юридических наук
"Адвокат", 2004, N 11