Новый подход к учету амортизации
Как было раньше
После осенних изменений
А как же штраф?
Оборудование не используется. Можно ли начислять по нему налоговую амортизацию? Раньше - нет, теперь - можно.
Фирмы могут временно не использовать свое оборудование по самым разным причинам: от капремонта до сезонного характера работ. Если во время простоя имущество на консервацию не переведено, амортизация продолжает начисляться. Правда, в налоговом учете отнести ее суммы на расходы до недавнего времени было нельзя. Ситуация изменилась с выходом в свет письма МНС России от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162. Отныне точка зрения специалистов налоговой службы кардинально отличается от прежних взглядов собственного ведомства.
Как было раньше
Напомним, в методичке по налогу на прибыль (от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729) работники ФНС утверждали, что в состав налоговых расходов можно относить только суммы амортизации, начисленной по оборудованию, которое используется фактически. Аргументировали инспекторы свою позицию так. В пункте 3 статьи 256 Налогового кодекса перечислены условия, когда имущество может быть выведено из состава амортизируемого. Речь идет об основных средствах, которые:
- переданы в безвозмездное пользование;
- переведены на консервацию сроком более трех месяцев;
- находятся на реконструкции или модернизации более 12 месяцев.
Контролеры подчеркнули, что, раз оборудование не используется, доход оно не приносит. Поэтому уменьшить на начисленные суммы амортизации базу по налогу на прибыль нельзя. Получалось, что фирма эти затраты попросту теряла.
Но в сложившейся ситуации коммерсанты нашли лазейку. Так, оборудование, эксплуатация которого временно приостановлена, они переводили на консервацию. Для этого достаточно издать приказ руководителя предприятия, в котором обосновывается причина перевода объекта на консервацию, указываются дата перевода, срок и остаточная стоимость объекта. Известно, что за весь период такой "заморозки" амортизация не начисляется вообще. Как только основное средство начинало использоваться, фирма снова его амортизировала. А суммы износа с чистой совестью учитывала в составе налоговых расходов. Теперь же идти на такие ухищрения не нужно. В своем письме от 27 сентября 2004 г. представители ФНС признали, что начисленную за время простоя амортизацию учесть при расчете налога на прибыль можно.
После осенних изменений
В своем письме налоговое ведомство рассмотрело две ситуации: простой оборудования из-за капремонта и сезонности работы фирмы. Начнем с ремонта. Налоговые работники отметили, что "ремонт является составляющей технологического процесса... и направлен на поддержание объектов основных средств в работоспособном состоянии". Они подчеркнули, что в случае ремонта расходы на амортизацию не приносят доход в текущем периоде. Однако эти затраты направлены на получение фирмой экономических выгод в будущем. Поэтому вполне могут быть признаны обоснованными. А значит, принять их в налоговом учете можно. В общем, сотрудники налоговой службы отметили, что любое производство содержит как активную, так и подготовительную часть, затраты по которым следует учитывать независимо от продолжительности этих этапов.
Теперь поговорим об основных средствах, которые используются не весь год. Ситуация здесь такая же, как и с капремонтом. Специалисты ФНС отметили, что глава 25 Налогового кодекса "не основывается на принципе соответствия доходов и расходов". Поэтому, если затраты конкретного дохода в отчетном периоде не принесли, но были направлены на его получение, учесть их при расчете налога на прибыль фирма может. Таким образом, отныне сезонность работ для отнесения на налоговые расходы амортизации по оборудованию, которое временно простаивает, не помеха.
А как же штраф?
Как видите, письмо налоговой службы представляет собой не что иное, как разъяснение налогового законодательства. А, как известно, толковать его вправе лишь Минфин. Возникает закономерный вопрос: освободят ли новые разъяснения работников налоговой службы компанию от штрафа, если мнение контролеров поменяется (ст. 111 НК РФ)? Сразу скажем, санкций вы можете не бояться.
Согласно письму Минфина, в конкретных хозяйственных ситуациях бухгалтеры по-прежнему могут руководствоваться письменными консультациями налоговых инспекторов (письмо от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39). Подробнее об этом мы писали в ноябрьском номере журнала на стр. 20.
В данном письме речь идет о начислении налогов в случае простоя оборудования. То есть рассмотрена конкретная хозяйственная операция. Так что в этом случае разъяснения были даны компетентным должностным лицом. Поэтому смысл к ним прислушаться есть. Тем более что точка зрения, высказанная работниками налогового ведомства, фирмам выгодна.
В. Аканеев,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.