Комментарий к письму ФНС от 16 ноября 2004 г. N 02-5-11/171
"О применении понижающего коэффициента к основным средствам,
приобретенным до 1 января 2002 г."
На балансах многих организаций числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы, которые приобретены до 2002 года. Уже практически три года бухгалтеры начисляют на них амортизацию. В опубликованном письме специалисты ФНС решили уточнить порядок формирования амортизационных сумм по данной категории активов в налоговом учете.
Об этом должны знать все!
В начале своего письма федеральные инспекторы напомнили, что с 1 января 2002 года налоговая амортизация по всем основным средствам должна рассчитываться в соответствии с правилами главы 25 Налогового кодекса. Это касается и тех активов, которые были введены в эксплуатацию до указанного времени.
Поэтому еще более двух лет назад бухгалтеры фирм должны были определить:
- остаточную стоимость старого имущества (она равна разнице между восстановительной стоимостью и суммой амортизации, начисленной на 01.01.2002);
- оставшийся срок полезного использования активов (он рассчитывается путем вычитания из полного срока полезного использования, установленного классификатором основных средств, фактического времени эксплуатации);
- норму амортизации (она определяется в зависимости от метода амортизации: линейного или нелинейного).
При этом, если фактический срок использования основного средства оказывался меньше, чем возможный период по классификации, амортизацию нужно было начислять, исходя из оставшегося времени полезного использования.
Если же срок получался больше - такие основные средства объединялись в отдельную амортизационную группу с периодом эксплуатации не менее семи лет (начиная с 1 января 2002 года).
Такой общий порядок знаком, пожалуй, каждому. Однако в опубликованном письме федеральные инспекторы решили его уточнить. Правда, для вполне определенной категории собственности. А именно: для тех легковых и пассажирских транспортных средств, первоначальная стоимость которых превышает 300 и 400 тысяч рублей соответственно.
Запоздавшее уточнение
Налоговые работники указали, что для данной категории имущества в Налоговом кодексе предусмотрен специальный порядок начисления амортизации. К основной амортизационной норме дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов должен применяться коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).
Так вот, по мнению федеральных инспекторов, данный понижающий показатель нужно использовать и при расчете амортизации по старому транспорту. То есть амортизационные отчисления по автомобилям, введенным в эксплуатацию до 01.01.2002, бухгалтеры должны определять не как привычное произведение остаточной стоимости на норму амортизации, а еще с умножением результата на коэффициент 0,5.
Пример
На 1 января 2002 года на балансе ООО "Октавия" числится 1 легковой автомобиль. С учетом переоценки его восстановительная стоимость равна 350 000 руб., а начисленная к этому времени амортизация составляет 38 850 руб. Следовательно, остаточная стоимость данного актива равна 311 150 руб. (350 000 - 38 850).
При этом фактический срок полезного использования транспортного средства на 01.01.2002 составил 12 месяцев.
По Классификатору основных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 1, легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе: срок полезного использования от 3 до 5 лет включительно. По решению руководства "Октавии" срок полезного использования автомобиля для целей налогового учета был установлен равным 48 месяцам. Амортизация начисляется линейным способом.
Значит, оставшийся срок полезного использования легкового автомобиля равен 36 месяцам (48 - 12), а норма амортизации - 2,78 процента (1/36 мес. x 100%).
Следуя разъяснениям ФНС России, бухгалтер "Октавии" должен использовать в расчете суммы ежемесячных амортизационных отчислений понижающий коэффициент 0,5. Поэтому сумма амортизации в месяц по легковому автомобилю должна быть равна:
311 150 руб. x 2,78% x 0,5 = 43,25 руб.
Очевидно, что для многих бухгалтеров такой порядок - новость. Более того, понятно, что предложенный инспекторами вариант расчета не выгоден фирмам.
Во-первых, потому, что использование понижающего коэффициента затягивает процесс амортизации в 2 раза. То есть к моменту истечения срока полезного использования старого автомобиля его стоимость будет списана лишь наполовину. Конечно, никто не запрещает бухгалтерам продолжить начислять амортизационные суммы до полного погашения остатка. Однако текущие налоговые траты однозначно снизятся по сравнению с привычным порядком и растянутся по времени.
Во-вторых, изложенный в письме вариант совершенно игнорирует один существенный момент. А именно тот, что на практике транспортные средства часто приходят в негодность быстрее, чем запланировано. Поэтому снижать темп их амортизации нецелесообразно.
Что делать?
Справедливости ради, заметим, что предложенный федеральным налоговым ведомством порядок начисления амортизации не бесспорен. Хотя бы потому, что в пункте 9 статьи 259 Налогового кодекса (который устанавливает понижающий коэффициент 0,5) речь идет о тех автомобилях и микроавтобусах, которые обладают первоначальной стоимостью для целей налогового учета.
А понятие "первоначальная стоимость" в главе 25 применяется только к тем объектам основных средств, которые приобретены после 1 января 2002 года. По отношению же к старым активам в кодексе фигурирует другой термин - "восстановительная стоимость" (п. 1 ст. 257 НК РФ). Данный факт подтверждают и многочисленные письма инспекторов (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 10.01.2003 N 26-12/2230). Именно поэтому амортизацию по легковому и пассажирскому транспорту, числящемуся на балансах фирм до 01.01.2002, можно начислять без применения коэффициента 0,5.
Однако это доводы налогового законодательства, а инспекторы при проверках, конечно, будут исходить из позиции своего начальства. Поэтому споров избежать будет трудно.
Но торопиться исправлять налоговые расходы не стоит. Ведь это грозит подачей уточненных отчетов за внушительный период времени и уплатой пеней. Поэтому в сложившейся ситуации бухгалтерам, которые не применяли понижающий показатель, нужно искать поддержки у работников финансового ведомства. Если Минфин встанет на сторону налогоплательщиков и прислушается к нормам кодекса, рекомендации опубликованного письма можно будет не исполнять. Ведь на сегодняшний момент по налоговым вопросам мнение работников Министерства финансов имеет приоритетное значение.
Р.С. Любушкина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.