Ломбардная схема для малого бизнеса
Часто фирмам нужны небольшие суммы наличными на короткий срок. Взять в банке кредит - долго, занять у партнеров - не всегда получается. Поэтому сейчас многие фирмы обращаются за "скорой" помощью в... ломбарды.
Нетипичный депутат
"Сегодня Москва на фоне других регионов - огромный российский офшор, - с таких слов начал нашу беседу Виктор Волков. - Вот, например, по неофициальным данным на территории одной из московских налоговых инспекций 18 тысяч малых предприятий. Налоги из них реально платят лишь 600. По данным налоговой инспекции, с остальных брать нечего..."
Логичным завершением этой фразы было бы бичевание однодневок, но нет, г-н Волков заговорил о финансовых трудностях малого бизнеса. О том, что многие действительно еле-еле сводят концы с концами, у них нет персонала и нулевая прибыль.
Оказывается, есть немало горьких примеров, когда фирмы и частные предприниматели пытаются работать по-честному, но через некоторое время налоговое бремя тянет их на дно. А всего-то нужно было человеку, чтобы развернуться, каких-нибудь несколько десятков тысяч, не зеленых даже, а родных деревянных. Но нет, банки не занимаются такими микрокредитами.
Ход ломбардом
Как говорится, голь на выдумку хитра. Вот и наши фирмы порой находят возможность сделать глоток финансового воздуха в совершенно неожиданных местах.
Пример тому - использование ломбардов. Предположим, вам срочно и в короткое время необходима приличная сумма денег - 150-200 тысяч рублей. Можно обратиться в банк, но там потребуют бизнес-план, гарантии, необходима будет срочная оценка имущества, и эта бюрократия может затянуться до бесконечности. А время играет против вас. Чтобы обойти все эти круги ада, руководители фирм стали находить наличные деньги в ломбардах.
Как правило, туда попадают драгоценности, произведения искусства и автомобили. Машины, кстати, закладывают чаще. Потому что, как только фирма начинает приносить стабильный доход, директора в первую очередь приобретают дорогие представительские авто. Именно они в тяжелой ситуации превращаются в живые деньги. Новый "Мерседес" оценят в 30 тысяч долларов США, "побегавший" могут оценить всего в 10 тысяч. Конечно, тут еще стоит минусовать те комиссионные, которые ломбард забирает себе. Кроме того, пригнав авто в ломбард, вам не нужно будет тратиться на оценку, а деньги вы получите сразу.
Да и банковские ставки намного выше, чем "цена" за услуги ломбардов. Посчитайте сами: сейчас ставка рефинансирования Центробанка - 13 процентов. Прибавьте к этому разницу, которую имеет каждый банк за работу, и получится стоимость кредита от 17 до 20 процентов годовых. Следующее. Кредит вы получите минимум на три месяца. А если он вам нужен лишь на десять дней?
Также решается проблема времени. Предположим, вам деньги нужны завтра, и всего на 2-3 дня. В банке сама процедура может затянуться на неделю. А используя услуги ломбарда, за семь дней можно успеть провернуть операцию и выкупить машину обратно.
"Ломбардная схема"
Сейчас в недрах комиссии по предпринимательству рождается проект закона о ломбардах, чтобы узаконить действие "ломбардной схемы", когда имущество закладывает не человек, а фирма. На сегодняшний день в одной только Москве 500-600 ломбардов, а по России - больше 2900. Их деятельностью как оказанием бытовых услуг занимается департамент потребительского рынка. А ведь по сути, работая с фирмами, они совершают денежные операции как кредитные организации.
К кредитным учреждениям (кроме банков к ним относят еще и игорные дома), применяется особый вид налогообложения. А ломбарды сейчас платят налоги как обычные организации. Поставить эту схему в рамки законов просто необходимо, чтобы избежать проблем с налоговиками. Раз банки пока не обладают гибкой системой скорого кредитования малых фирм, нет ничего плохого в том, что эту функцию взяли на себя ломбарды.
Можно ли эту "хитрость" назвать оптимизацией налогов? "Да", - соглашается Виктор Волков. Но хитрит не только ломбард. Погашать кредит фирме нужно с расчетного счета. Для этого нужна безналичная выручка, которая, естественно, облагается налогами. Кроме того, при выплате процентов за кредит фирма теряет на НДС.
Другое дело - ломбард. Вы берете "живые" деньги и наличными же рассчитываетесь. Как вы их тратите - известно только вам, откуда берете для возврата - тоже, поэтому и отчитываться ни перед кем не надо.
Сейчас фирмы все чаще прибегают к этой "хитрости": берут в ломбарде наличку, пускают в оборот, получают прибыль, минуя всякие налоги.
Вообще это нормальная мировая практика для всех стран: государство всегда хочет получить больше, - предприниматель старается заплатить меньше. Везде фирмы ищут способы оптимизации. И хотелось бы, чтобы в законе о ломбардах была найдена некая золотая середина.
Можно, но осторожно!
Председатель правления некоммерческой организации "Межрегиональная ассоциация ломбардов" Владимир Ильиных относится к идее использования ломбардов для получения денег фирмами с осторожностью. По его словам, сегодня доля автомобильного заклада составляет от силы 10 процентов от общих оборотов по стране. Как и раньше, для большинства ломбардов основной источник доходов - это драгоценности и золото. Развитие же автокредитования, как и появление автоломбардов, объясняется, по словам г-на Ильиных, не спросом со стороны малого бизнеса, а тем, что люди, которые раньше занимались "расторможкой" и перегоном машин, просто осваивают новую нишу в бизнесе. И характерен этот автобум только для Москвы и Санкт-Петербурга, но не для глубинки.
К тому же, согласно статье 358 Гражданского кодекса, в ломбарды могут быть приняты лишь вещи личного пользования. Однако он не смог отрицать и того факта, что ради выгоды те же автоломбарды начнут отказывать фирмам в кредите. Скорее всего они просто не отразят в учете свои отношения с владельцами вещей "корпоративного пользования".
А. Андреева
"Расчет", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru