Расходы, которых не было
Одним из самых простых и доступных вариантов уменьшения налогооблагаемой прибыли считают создание мнимых расходов. Их надо придумать, обосновать и подтвердить документами. Если подойти к решению этой задачи формально, то налоговики легко вычислят, какие из затрат - "липовые".
Любительский подход
Закрыть не слишком большие "дыры" в расходах можно собственными силами, не прибегая к услугам профессиональных обнальщиков. Для этого приобретают первичные документы (накладные, товарные чеки, бланки строгой отчетности) с уже проставленными печатями и реквизитами (репортаж с мест торговли готовой первичкой читайте в следующем номере). За отдельную плату можно купить и кассовый чек на нужную сумму. Некоторые, правда, проблему чеков решают иначе: покупают кассовый аппарат и не регистрируют его в налоговой инспекции. По мере необходимости на нем пробивают чеки, проставляя в них названия и ИНН виртуальных продавцов.
Какие расходы выбирают бухгалтеры в подобных случаях? Прежде всего это затраты на хозяйственные товары, канцелярские принадлежности и представительские расходы. Как показывает практика, за счет мыла, порошков, бумаги, ручек и встреч с партнерами можно ежемесячно списывать вполне ощутимые для небольших фирм суммы. Правда, остановившись на представительских расходах, нужно помнить, что придется оформлять дополнительный пакет документов (приказ или решение директора о выделении денег на представительские расходы, их смету, протоколы встреч, результаты переговоров и т.д.). Кроме того, представительские расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль не целиком, а лишь в пределах 4 процентов от расходов фирмы на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК).
Не забывайте про бухгалтерскую литературу и периодику, тем более что отсутствие "приобретенных" книг, журналов и газет на полках в вашем офисе всегда можно объяснить их моральным износом.
При помощи самодельных первичных документов можно сотворить покупку строительных и отделочных материалов и виртуальный ремонт офиса. Главное, чтобы у вашей фирмы были работники, которые физически способны осуществить такой ремонт, например завхоз или слесарь-сантехник. Естественно, масштаб ремонта должен быть по плечу этим людям, иначе обосновать расходы не удастся.
При расчете налога на прибыль многие бухгалтеры учитывают личные покупки руководства. Компьютеры, оргтехнику, предметы мебели стоимостью до десяти тысяч рублей, приобретенные для домашних нужд, они отражают в составе расходов. Правда, при этом бухгалтеры опасаются инвентаризации, которую могут провести налоговики во время выездной проверки. На самом деле в небольших фирмах налоговики делают ее крайне редко, поэтому риска в подобных затратах практически нет. Но лучше все-таки знать, у кого находится тот или иной предмет, чтобы при необходимости привезти его в офис.
Если у руководителя или учредителей есть автомобили, с ними заключают договоры аренды. Под них можно списывать не только арендную плату, но и собственно транспортные расходы - на ремонт, бензин, оплату стоянки или гаража. Главное условие - оформлять все первичные документы на фирму, а не на собственника авто. Причем вам даже не понадобятся "липовые" бумаги: все расходы, которые ранее оплачивали руководитель или учредители, теперь будет "нести" фирма.
Помимо автомобилей у работников и учредителей арендуют компьютеры, принтеры, ксероксы и аналогичное имущество. Обосновать необходимость аренды транспорта или оргтехники несложно, во всяком случае, налоговики практически никогда не ставят это под сомнение. Главное - собирать чеки на бензин и заполнять путевые листы.
Очевидные плюсы аренды у физических лиц - минимизация прибыли и отсутствие ЕСН (п. 1 ст. 236 НК). Правда, из суммы выплат придется удержать НДФЛ. Существует и другой минус. Арендная плата сотрудникам по сравнению с прочими расходами не содержит НДС, который можно было бы поставить к вычету, что делает общую экономию на налогах не такой значительной, как может показаться на первый взгляд.
В любом случае все перечисленные затраты не позволяют вывести из оборота фирмы по-настоящему значительные суммы, ведь, "создавая" их, бухгалтер может оперировать исключительно наличными деньгами. Основные же поступления приходят на расчетный счет фирмы.
Чтобы действовать по-крупному, так или иначе придется искать профессиональных обнальщиков, которые превратят безналичные деньги в наличные и составят акты якобы выполненных работ или услуг.
Неоказанные услуги
У небольших обнальных фирм есть уже устоявшийся перечень расходов, которые они предлагают своим клиентам в качестве прикрытия для обналички. Несомненные лидеры среди них - консультационные и маркетинговые услуги. Постарайтесь избежать подобных затрат: они действуют на проверяющих как красная тряпка на быка. Именно эти расходы в большинстве случаев становятся причиной встречных проверок и обвинений в недобросовестности.
Если у вас есть офис, торговое помещение, склад или гараж, можно заключить договор на их уборку. Кстати, иногда эти помещения не мешает отремонтировать. При наличии кондиционеров или обычных радиаторов парового отопления вы имеете полное право на их техническое обслуживание.
Если же у вас, кроме офиса, ничего нет, вы можете с чистой совестью заключить договор аренды склада или гаража, конечно, при условии, что вашей фирме есть что хранить на складе и ставить в гараж. Главное, удостоверьтесь, что по указанному в договоре адресу находятся реальные объекты. Причем время от времени стоит менять объекты аренды и виртуальных арендодателей под каким-нибудь благовидным предлогом, который впоследствии вы сможете объяснить проверяющим. Например, в складском помещении было сыро, а гараж находился далеко от офиса.
Эти элементарные действия усложнят работу инспекторов, а вас избавят от лишних подозрений, так как налоговики склонны проводить встречные проверки постоянных партнеров фирмы. Правда, если вы перечислите большую сумму компании, которая единожды возникла на горизонте и больше никогда не появлялась, вероятность ее встречной проверки тоже очень высока. Поэтому во всем, в том числе в продолжительности отношений с виртуальными партнерами, надо соблюдать золотую середину. Как правило, сделать это несложно, так как истинные обнальщики не используют одни и те же фирмы больше года.
Если у вас нет собственного транспорта, можно обналичивать деньги под прикрытием транспортных услуг, пряча реальные затраты на транспортировку в цене приобретаемых товаров. В этом случае придется пересмотреть свои соглашения с поставщиками: из них надо убрать любые упоминания о доставке, договорившись о ней устно. Проблему с первичными документами в этом случае решить несложно. Пусть поставщик оформит простую накладную по форме N ТОРГ-12, а виртуальный перевозчик - акт выполненных услуг.
Кроме того, значительную статью расходов могут составить отчисления сторонней фирме на упаковку, расфасовку, маркировку, погрузку и разгрузку товаров при их продаже.
Производственные фирмы могут время от времени "ремонтировать" свое оборудование, а также проводить его ежемесячный профилактический осмотр и наладку. Не возбраняется и виртуальная аренда дополнительных производственных площадей. При этом не забывайте, что явившиеся с проверкой инспекторы будут интересоваться уже прошедшими налоговыми периодами. Поэтому время от времени, например раз в квартал, меняйте арендаторов. Если налоговики захотят посетить арендуемое помещение, вы скажете, что договор уже расторгнут.
По-настоящему неисчерпаемый простор для деятельности могут дать компьютеры фирмы. Чем их больше, тем больше расходов вы сможете под них списать. Прежде всего вы можете организовать компьютерную сеть, а затем заключить договор на ее обслуживание. В вашей сети может произойти сбой с потерей всех данных, и восстановление информации выльется в значительную сумму. Кроме того, вам необходимо защищать свои компьютеры от несанкционированного доступа, вирусов и спама, а за это тоже надо платить. Ну и наконец, можно создать сайт фирмы, на развитие, поддержание и обновление которого время от времени списывать определенную сумму денег (подробно об этом способе мы рассказывали в августовском номере "Расчета" на стр. 84).
Некоторые фирмы "платят" за доставку своей корреспонденции, если, конечно, они на самом деле в такой доставке не нуждаются, некоторые - за поиск персонала. Причем расходы можно будет списать, даже если такой "поиск" оказался безрезультатным, с чем в настоящее время уже согласились налоговики (письмо МНС от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162). Они признали, что каждый конкретный расход не всегда должен приносить фирме прямые доходы. Главное, что он связан с деятельностью, направленной на получение доходов.
Последнее время в качестве расходной схемы все чаще используют аутстаффинг (договор аренды персонала), который позволяет еще и экономить на ЕСН. К сожалению, использовать аутстаффинг не так просто, как кажется: при малейшей ошибке эта схема разваливается как карточный домик (см. "Изъяны "схемного" аутстаффинга" на этой странице). Альтернативой в какой-то мере может стать ученический договор, который фирма заключает с работниками, не прибегая к помощи третьих лиц (о том, как работает эта схема, читайте на стр. 82).
Очень важно оформлять различные услуги и работы от имени разных фирм: очевидно, что одна и та же компания вряд ли может обслуживать компьютеры, убирать и ремонтировать офисы, продавать канцелярские принадлежности и подбирать персонал. Поэтому важно правильно выбрать не только расходы, но и виртуальных исполнителей.
При этом совершенно не обязательно рисковать, обращаясь к обнальщикам напрямую. Для многих гораздо спокойнее создать собственные "карманные" фирмы, которые работают на упрощенной системе налогообложения и платят единый налог с доходов. Со всех полученных денег им придется перечислить в бюджет 6 процентов единого налога. Суммы, которые остались после этого, можно с чистой совестью обналичить и распределить между учредителями. Ведь расходы, которые такой фирме понадобится "понести" для обналички, никого не интересуют - она-то платит единый налог с доходов.
Схемы для профессионалов
Стандартная обналичка, при которой фирма создает у себя виртуальные расходы, - далеко не самый удачный вариант. Вместо нее профессиональные юристы предлагают более спокойные схемы.
Например, ваша фирма работает как комиссионер, то есть от своего имени, но за счет другой компании - комитента. Понятно, что эта компания создана специально для подобных схем. По ее поручению вы покупаете товар, например, за 100 рублей, продаете за 150 рублей и десять рублей оставляете себе, чтобы выплатить зарплату и перечислить налоги. Остальные деньги вы отдаете комитенту, который вернет их наличными за вычетом небольшого вознаграждения. Никакие налоги с них он платить, разумеется, даже и не собирается.
Возможен и другой вариант. В этом случае вы создаете расходы изначально, не позволяя возникнуть большой прибыли. Для этого между собой и реальным поставщиком вы ставите вспомогательную фирму-однодневку, которая купит товар за 100 рублей и продаст вам за 150 рублей, вы же продадите его с минимальной наценкой, к примеру за 151 рубль.
Суть следующей схемы заключается в создании больших убытков, которые фирма будет списывать в течение нескольких лет. Сделать это можно при помощи различных способов. Например, вы заключаете договор на покупку товара. Одновременно вы заключаете с другой - вспомогательной - фирмой договор на продажу этого товара, установив в нем санкции за несвоевременную поставку. Затем ваш поставщик срывает сроки поставки, а ваш покупатель расторгает договор и требует уплаты санкций. Вы признаете штраф и отражаете его в налоговом учете в составе внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК). Затем по мере необходимости вы перечисляете деньги на счет покупателя, получая взамен наличные.
Эти схемы достаточно сложны, чтобы их удалось организовать при помощи даже вполне приличных обнальщиков. При их разработке необходимо учитывать специфику конкретной фирмы, и поручать такое дело лучше специалистам.
Изъяны "схемного" аутстаффинга
Сам по себе аутстаффинг призван оптимизировать работу фирмы. Суть его такова: вы поручаете кадровому агентству заключить с нужными вам работниками трудовые договоры и взять на себя все обязанности работодателя - рассчитывать и выдавать зарплату, больничные, премии и отпускные, начислять налоги и страховые взносы, решать трудовые споры и т.д. Затем агентство предоставляет сотрудников в распоряжение вашей фирмы за определенную ежемесячную плату. Она включает в себя зарплату работника, налоги и взносы с нее и собственно доход агентства.
Это позволяет фирме не только обойтись без кадровой службы и "сидящих на зарплате" бухгалтеров, но и регулировать численность работников, которая в некоторых случаях немаловажна. Например, если у вас работают больше 15 человек - надо сдавать статотчетность, если больше 100 - придется отказаться от упрощенной системы налогообложения.
На стоимость услуг агентства можно уменьшить налог на прибыль (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК). Кроме того, агентства, как правило, работают на упрощенной системе, что позволяет экономить на ЕСН. Все это и стало причиной популярности аутстаффинга в качестве схемы минимизации налогов.
Но есть у аутстаффинга существенный минус. При определенном желании налоговики смогут доказать притворность сделки с агентством и признать ее недействительной. Дело в том, что затеянный ради обналички аутстаффинг приводит к увеличению связанных с персоналом расходов фирмы по сравнению с обычным их объемом. Это и вызывает первые подозрения и вопросы.
Причем проще всего разоблачить фирмы, которые переводят в агентства уже работающих сотрудников. Чтобы раскрыть схему, достаточно опросить этих сотрудников и убедиться, что они никогда не видели представителей агентства, работают, как и прежде, получают зарплату в бухгалтерии своей фирмы и т. д.
Чтобы снизить этот риск, можно использовать аутстаффинг только в отношении новых сотрудников. То есть, нанимая людей, изначально оформлять их на работу в агентство, услугами которого впоследствии воспользуется истинный работодатель. При этом работники должны знать, что нанимал их не он, а именно агентство.
Ю. Савицкая
"Расчет", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru