"1С:Предприятие 7.7" на Невинномысской ГРЭС
ОАО "Невинномысская ГРЭС" является одной из крупнейших электростанций в Единой энергетической системе России, стабильно поставляющей электрическую энергию на федеральный оптовый рынок и снабжающей тепловой энергией промышленно-коммунальных потребителей г. Невинномысска. Установленные электрическая и тепловая мощности Невинномысской ГРЭС составляют 1270 МВт и 910 Гкал/ч соответственно. В качестве основного топлива на электростанции применяется природный газ, в качестве резервного топлива - мазут.
До некоторых пор на ГРЭС использовалась собственная автоматизированная система, состоящая из отдельных программ, каждая из которых обслуживала свое подразделение, и это не позволяло получать оперативную отчетность и быстро решать поставленные задачи.
Рассмотрев различные предложения по автоматизации, руководство электростанции остановило свой выбор на компании "Прагма плюс" (1С:Франчайзи, г. Ростов-на-Дону). Для создания автоматизированной системы было решено использовать технологическую платформу "1С:Предприятие 7.7", функциональность и надежность которой наиболее отвечали основным требованиям учета электростанции. В основе системы находится конфигурация "1С:Бухгалтерия 7.7", в которую добавлены регистры оперативного учета компоненты "Оперативный учет", а также внесены другие необходимые изменения и дополнения.
В результате проделанной работы автоматизированы деятельность казначейства в части планирования и выполнения бюджета, получения отчетных форм для РАО ЕЭС, а также сложные, с расчетом калорийности газа, взаиморасчеты с поставщиками топлива. Сложные, в том числе трехсторонние, взаиморасчеты с другими поставщиками и покупателями также реализованы в системе. Предусмотрен автоматический зачет НДС по основным средствам, капитальному строительству, оборудованию и расходам будущих периодов. Ведется налоговый учет по основным средствам и спецодежде. Выполнена настройка нетипового расчета себестоимости электроэнергии, тепловой энергии и другой продукции ГРЭС, осуществляется складской учет материалов, спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в разрезе материально ответственных лиц или склада и бухгалтерский учет по другим участкам.
Внедрение автоматизированной системы происходило поэтапно. На начальном этапе были выполнены поставка серверного оборудования, лицензирование и настройка операционных систем, а также антивирусного программного обеспечения. Создание автоматизированной системы происходило на следующем этапе, в результате выполнения которого была автоматизирована работа таких подразделений ГРЭС, как казначейство, коммерческо-договорной отдел, склад, бухгалтерия, отдел капитального строительства и др. Обучение работников и запуск отдельных автоматизированных участков производились параллельно.
Бухгалтерский учет в автоматизированной системе ведется на счетах Плана счетов, соответствующего требованиям РАО ЕЭС. Для ведения учета взаиморасчетов с поставщиками по видам взаиморасчетов к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открыты дополнительные субсчета. Нужный субсчет при оформлении операции оплаты выбирается автоматически.
В системе реализованы нестандартные расчеты с поставщиками газа. Газ поступает по различным договорам в течение месяца, но все расчеты с поставщиками производятся в конце месяца.
Ежедневно вводятся документы "Поступление топлива" по ориентировочной цене (цене ФЭК) и "Списание топлива в производство". Услуги по транспортировке регистрируются посредством документа "Услуги сторонних организаций", введенного на основании документа "Поступление топлива" с отнесением стоимости услуг на счет 10.3 "Топливо".
В конце месяца выполняются корректировка расчетов за поступивший газ и корректировка списания топлива. В процессе корректировки расчетов цена поступившего за месяц газа пересчитывается исходя из отношения его реальной калорийности к нормативной. Общая стоимость газа за месяц рассчитывается как фактическое количество за вычетом перерасхода, умноженное на полученную цену, и количество перерасхода, умноженное на полученную цену и вводимый коэффициент. После этого формируется проводка по корректировке расчетов. В процессе корректировки списания топлива все списания, проводившиеся в течение месяца, сторнируются. Общие количество газа и сумма с учетом корректировки расчетов за поступивший газ вновь распределяются по счетам и статьям затрат пропорционально количеству.
В системе помимо стандартных реализованы различные формы взаимозачетов, такие, как зачет долга поставщику как долг покупателя, долга одному поставщику на долг другому поставщику и долга одного покупателя как долг другого покупателя. Предусмотрена также регистрация переуступки долга поставщику. В этом случае долг поставщику переносится на долг другому поставщику, причем зачет налога на добавленную стоимость (НДС) по счету-фактуре первого поставщика будет выполнен только после оплаты другому поставщику.
Сложность зачета НДС по основным средствам на электростанции обусловлена большим количеством (более 5000) объектов основных средств. Кроме того, операции оплаты основных средств выполняет один работник, а факт их поступления регистрирует другой, при этом между оплатой и поступлением нередко проходит более месяца. Учет НДС по капитальному строительству на электростанции также является трудоемким процессом, поскольку объекты капитального строительства строятся длительное время, иногда годами. При этом количество поставщиков услуг и оборудования для одного объекта может исчисляться сотнями. В то же время НДС можно принять к зачету только в месяце, следующем за месяцем ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, причем в книге покупок должны быть сделаны сотни записей по счетам-фактурам предшествующих периодов.
В системе реализован зачет НДС по товарам, материалам, основным средствам, оборудованию и объектам капитального строительства. Предусмотрено формирование проводок по НДС и записей в книгу покупок в случаях, оговоренных в действующем законодательстве.
В результате автоматизации зачета НДС и расчетов с покупателями и поставщиками существенно упростилась работа персонала. Кроме того, уменьшилась вероятность ошибок по данным операциям, которые при ручном вводе большим количеством работников в пересекающихся областях просто неизбежны. Особо следует отметить снижение трудозатрат в такой области, как автоматическое формирование книги покупок по объектам капитального строительства (количество документов по каждому объекту может превышать сотни единиц) и основным средствам. В корне изменилась работа персонала бухгалтерии. Если раньше каждый участок бухгалтерского учета обрабатывался в отдельной программе и только в конце месяца итоговые проводки сводились в специальной информационной базе для обобщения информации, то теперь работа ведется в одной информационной базе и оперативную информацию можно получить в любой момент по любому участку.
Проект комплексной автоматизации электростанции длился около года и оправдал ожидания руководства Невинномысской ГРЭС. Количество пользователей автоматизированной системы в настоящее время составляет около 50 человек, которые обрабатывают в день до 1000 документов.
O. Паршин,
1С: Франчайзи "Прагма плюс"
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71