Бюджетный учет: Переход 2005
См. также Бюджетный учет: Переход 2005 (продолжение) (К.В. Сергеева, "БУХ.1С", N 2, февраль 2005 г.)
Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2004 N 6055) утверждены новые план счетов бюджетного учета и инструкция по бюджетному учету, которые кардинально отличаются от действующих в настоящее время. Поэтому переход на новые правила бюджетного учета осуществляется постепенно по мере организационно-технической готовности. Однако ряд подготовительных мероприятий бухгалтерам бюджетных организаций нужно проводить уже сейчас. Специалисты фирмы "1С" подготовили методические материалы, которые помогут бюджетникам осуществить этот переход.
Реформирование бюджетного учета
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 утвержден план мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах.
В соответствии с этим планом утверждены и опубликованы новые основополагающие нормативные документы по бюджетному учету:
Федеральный закон РФ от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений";
приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2004 N 6055);
приказ Минфина России от 27.08.2004 N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год" (по сообщению Минюста России от 15.10.2004 документ в регистрации не нуждается).
Таким образом, с 1 января 2005 года лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять и кассовые и фактические расходы необходимо вести в разрезе новой бюджетной классификации. Также в платежных документах необходимо указывать новые коды бюджетной классификации.
В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н новый план счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 года. Переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности учреждений. Это означает, что учреждению дано право вести учет до 1 октября 2005 года по старой Инструкции (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н). Резкие перемены в методологии бухгалтерского учета в середине финансового года в принципе недопустимы. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При изменении учетной политики в течение финансового года информация в бухгалтерской отчетности должна формироваться с приведением к новой методологии всех данных, ранее полученных в учетном процессе. Данные бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений подлежат консолидации в отчетах распорядителя, главного распорядителя, финансового органа, и очень трудно консолидировать данные, представленные по разным планам счетов и сформированные с использованием различных правил учета. При возникновении подобных изменений в течение финансового года учреждение должно составлять бухгалтерскую отчетность с применением единых, наиболее более поздних по времени утверждения правил бухгалтерского учета. Поэтому Минфин России планирует отменить необходимость составления отчета за первое полугодие 2005 года, а отчет за 9 месяцев 2005 года надо будет составлять по новым формам, ориентированным на новый план счетов бюджетного учета (проект новой инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности опубликован на сайте Минфина России - http://www.minfin.ru/pmfkrf.htm). В целях унификации данных бухгалтерского учета для составления отчета за 9 месяцев 2005 года необходимо будет откорректировать бухгалтерские записи, произведенные ранее. Поэтому многие бухгалтеры понимают, что проще перейти на новый план счетов и новый порядок учета в начале финансового года и планируют переходить на новый план счетов уже с 01.01.2005.
Новый порядок бюджетного учета предполагает автоматизированное его ведение. Об этом говорят сами разработчики новой Инструкции по бюджетному учету. В связи с этим перед бюджетными учреждениями встает вопрос о поддержке в используемом ими программном обеспечении изменений в методологии, которые вступят в действие в 2005 году.
Фирма "1С" разрабатывает соответствующие решения для автоматизации учета и методические рекомендации с тем, чтобы совместно с партнерами обеспечить своевременный перевод пользователей на новый порядок учета. При этом новыми решениями будут обеспечены как организации, планирующие перейти на применение инструкции N 70н в течение 2005 года (до 1 октября), так и те, кто начнет применять новый документ уже с 1 января 2005 года. Так, в соответствии с планом работ фирмы "1С" к 1 января 2005 года будет выпущен новый релиз конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4", которая позволяет вести бухгалтерский учет по "старой" инструкции и планировать и исполнять бюджет по новой бюджетной классификации. Для тех пользователей, которые будут переходить на новую инструкцию с 1 января 2005 года, будет выпущен новый программный продукт - конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Официальным пользователям бюджетных решений новые конфигурации будут предоставляться в обычном порядке обновления релиза (бесплатно). Обновления можно будет получить в "1С" или у ее региональных партнеров (подробнее читайте информационное письмо от 21.10.2004 N 3398 на сайте фирмы "1С" , http://www.1c.ru/ news/info.asp?id=3398).
На сайте www.buh.ru также можно ознакомиться с ответами методистов фирмы "1С" на вопросы, связанные с переходом на новый порядок учета (http://www.buh.ru/document.jsp?ID=679).
Подготовительные мероприятия по Переходу 2005
Как мы уже говорили, в соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н новый план счетов бюджетного учета и инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 года, переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности учреждений. И тем не менее многие бухгалтеры понимают, что проще перейти на новый план счетов и новый порядок учета в начале финансового года, и планируют переходить на новый план счетов с 1 января 2005 года.
Новый план счетов имеет кардинально новую структуру и кодировку счетов. А так как план счетов является основой конфигурации, фирма "1С" разрабатывает новую типовую конфигурацию - "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции от 26.08.2004 N 70н надо будет в новой информационной базе. Предполагается автоматический перенос из используемой сейчас типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) всей необходимой нормативно-справочной информации (данные констант и справочников, не потерявших актуальность) в новую конфигурацию. Также разрабатывается конвертер для переноса остатков.
Новая инструкция по применению плана счетов бюджетного учета содержит новый порядок учета ряда объектов.
Кроме того, теперь на учет следует поставить ряд объектов, которые ранее не отражались в балансах бюджетных учреждений.
Поэтому необходимо заранее начать работу по подготовке к переходу на новый план счетов. Об этом на региональном совещании финансовых органов (сборник материалов совещания "Реформирование бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации. Место и роль финансовых органов субъектов РФ в процессе реформирования" опубликован на интернет-сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/pmfkrf/ rbuorf.htm).
Из выступления заместителя Министра финансов РФ, начальника Главного управления Федерального казначейства Минфина России Татьяны Геннадьевны Нестеренко:
"Несмотря на то, что многие новые положения бюджетного учета находятся в стадии разработки, вам уже сейчас необходимо действовать в направлении лучшей организации бухгалтерского учета.
1. необходимо провести полную инвентаризацию всех объектов учета;
2. нужно закрепить все активы и обязательства в балансах соответствующих органов власти (ваших министерств, ведомств, департаментов и т. д.). Не должно быть ни одного актива или обязательства, который числится за соответствующим субъектом или муниципалитетом, но который не поставлен на учет соответствующего ведомства (органа власти);
3. нужно пересмотреть реестр бюджетополучателей. При этом необходимо оставить в нем только бюджетные учреждения с точным и однозначным закреплением их за одним (и только одним) ведомством. Нарушение принципа подведомственности в настоящее время происходит повсеместно, что, в конечном счете, приводит к тому, что лимиты бюджетных обязательств (как право на принятие обязательств в целях реализации той или иной политики или программы) до конкретного учреждения доводятся из разных ведомств, а субсидиарную ответственность по всем обязательствам учреждения несет только "материнское" ведомство.
Кроме того, несомненно, на плечи субъектов Российской Федерации в рамках организации бухгалтерского учета ляжет профессиональная подготовка бухгалтерских служб в бюджетных учреждениях, внедрение новых информационных технологий, сопровождающих бюджетный учет, организация, а иногда и восстановление централизованных бухгалтерий (особенно на поселенческом уровне), и многие другие вопросы организационного плана".
Таким образом, прежде чем переносить остатки со старого плана счетов на новый, необходимо провести полную инвентаризацию всех объектов имущества и финансовых обязательств и отразить ее результаты в учете:
списать с учета неиспользуемые по причине ветхости и непригодности для дальнейшего использования малоценные предметы и основные средства, которые не требуют разрешения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом или его территориального органа на списание;
отразить потери и недостачи;
поставить на учет излишки;
проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, списать за баланс задолженность с истекшим сроком исковой давности, нереальную к взысканию, и т.п.
При инвентаризации необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с новым порядком появляются новые объекты учета, которые в настоящее время (в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н на балансе не отражаются.
Поэтому необходимо также провести инвентаризацию имущества и обязательств, которые пока не числятся на вашем балансе, но которые следует поставить на учет в 2005 году.
Затем необходимо определиться по каждому объекту учета - на каком счете нового плана счетов он будет учитываться.
Инвентаризация при переходе на новый порядок учета
Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49), а также Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, далее - Инструкция N 107н).
В соответствии с пунктом 26 Инструкции N 107н для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия.
Возглавлять эту комиссию должен руководитель учреждения либо его заместитель. Для проведения инвентаризации в подразделениях создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Кроме проверки состояния и наличия имущественных ценностей они имеют право выносить на заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии предложения о списании отдельных объектов (групп) учета, об организации учета того или иного имущества.
Поэтому в целях подготовки к переходу учреждения на новый план счетов бухгалтерского учета будет целесообразным ознакомить членов рабочих комиссий с требованиями Инструкции N 70н в части учета имущественно-материальных ценностей.
Результаты инвентаризации оформляются:
инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) форма 401 - по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции;
актом инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0309014) - по наличным денежным средствам;
инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. 0309015) - по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности;
актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0309016) - по расчетам;
актом о результатах инвентаризации (ф. 835) с прилагаемой к нему ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 836).
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на ТМЦ должны быть сданы в бухгалтерию и все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются. По ним составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Результаты инвентаризации отражаются в порядке, изложенном в пункте 26 Инструкции N 107н.
В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) предусмотрено заполнение инвентаризационных описей данными бухгалтерского учета автоматически по данным, хранящимся в программе.
На объекты, которые надо поставить на учет в соответствии с новым порядком бюджетного учета, надо оформить отдельные инвентаризационные описи. Если нет бумажных бланков, необходимый бланк можно сформировать в "Бухгалтерии для бюджетных организаций" (ред. 4) и отредактировать данные средствами "1С:Предприятия" или Excel (сохранив бланк как таблицу Excel).
В программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) согласно Инструкции N 107н учет имущественно-материальных ценностей ведется по источникам финансирования, материально-ответственным лицам. Учет основных средств ведется также по подразделениям. Поскольку в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) учет имущества ведется в аналогичных разрезах, то рекомендуем формировать инвентаризационные описи не только по конкретному МОЛ, но и по конкретному подразделению (указывать в настройке параметров формирования инвентаризационных описей конкретные материально ответственное лицо и подразделение), а также по конкретному источнику финансирования. Это особенно важно для основных средств, по которым ведется групповой учет.
В сформированном отчете будут представлены данные бухгалтерского учета по всем объектам, которые числятся за указанным МОЛ, подразделением.
Форма инвентаризационной описи (ф. 401) имеет дополнительную графу "Примечание", в которой при формировании в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (меню "Отчеты - Инвентаризация) для каждой номенклатуры (номенклатурной группы) имущественно-материальных ценностей автоматически проставляется счет бухгалтерского учета (по Инструкции N 107н).
При проведении инвентаризации целесообразно в этой графе проставить также счет бухгалтерского учета по новому плану счетов.
Переход-2005: основные средства
При переходе на новый порядок учета основных средств следует обратить внимание на следующее:
изменен состав субсчетов счета 01 (101.01) "Основные средства";
изменены критерии отнесения объектов (предметов) к основным средствам;
отменены правила присваивания инвентарных номеров;
вместо годового износа - ежемесячное начисление амортизации.
Согласно пункту 23 Инструкции N 70н учет основных средств ведется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее ОКОФ) на следующих синтетических субсчетах плана счетов бюджетного учета:
101.01 "Жилые помещения";
101.02 "Нежилые помещения";
101.03 "Сооружения";
101.04 "Машины и оборудование";
101.05 "Транспортные средства";
101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
101.07 "Библиотечный фонд";
101.08 "Мягкий инвентарь";
101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия";
101.10 "Прочие основные средства".
Здесь и далее приведены только синтетические и аналитические счета нового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н. Для удобства восприятия коды аналитических счетов (субсчета) приведены через точку.
Кроме объектов, входящих в состав ОКОФ, подлежат бюджетному учету:
ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на счете 101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия";
белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) на счете 101.08 "Мягкий инвентарь";
посуда в составе счета 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 101 "Основные средства".
Поэтому для перевода находящихся в учете основных средств на новый план счетов их необходимо группировать по субсчетам нового плана счетов в соответствии с ОКОФ. Кроме того, на основании принадлежности ОС к той или иной группе по ОКОФ производится определение нормы амортизации.
Амортизация основных средств
Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 40 Инструкции N 70н). Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ (п. 40 Инструкции N 70н).
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. На момент подготовки статьи автору известно только постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 N 415, от 08.08.2003 N 476). Согласно указанному документу классификация ОС по срокам полезного использования производится исходя из принадлежности к группе ОКОФ.
В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) в карточке основного средства (нематериального актива) амортизационная группа определяется автоматически исходя из заданного кода по ОКОФ. Поэтому очень важно заранее определить принадлежность каждого основного средства к определенной группе по ОКОФ, а также определить срок полезного использования.
Задание кодов по ОКОФ
В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) предусмотрена классификация основных средств и нематериальных активов по кодам ОКОФ. Для этой цели в справочнике "Основные средства" используется реквизит "Код по ОКОФ". В нем строкой текста (10 позиций) указывается код по Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госкомстата России от 26.12.1994 N 359. При указании кода вместо пробела после первых двух символов кода следует использовать знак подчеркивания.
В организациях с большой номенклатурой основных средств код по ОКОФ может выбираться из справочника "ОКОФ".
Классификатор ОКОФ содержит очень большую номенклатуру записей, поэтому изначально справочник "ОКОФ" поставляется незаполненным. Если в организации используется небольшая номенклатура ОС, вы можете ввести в справочник "ОКОФ" только необходимые коды. Если в организации используется номенклатура ОС более тысячи позиций, вы можете загрузить ОКОФ из архива, входящего в комплект поставки конфигурации.
В состав конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) входит классификатор ОКОФ в виде текстового файла Okof.txt. При установке дистрибутива (обновления) файл Okof.txt содержится в каталоге с информационной базой (обычно это каталог 1SBUD4). Справочник "ОКОФ" можно загрузить из текстового файла Okof.txt с помощью обработки "Загрузка ОКОФ" (меню "Сервис - Обмен данными").
Если вы не классифицировали свои основные средства по ОКОФ и у вас нет классификатора ОКОФ в печатном виде или в правовой базе данных, то для классификации основных средств можно воспользоваться информацией, содержащейся в файле Okof.txt. Файл Okof.txt можно открыть для просмотра и печати непосредственно из программы "1С:Бухгалтерия" (меню "Файл - Открыть") и при необходимости распечатать (меню "Файл - Печать").
Рекомендуем классифицировать по ОКОФ все имеющиеся объекты основных средств и нематериальных активов - заполнить в справочнике "Основные средства" реквизит "Код по ОКОФ" для каждого объекта. Это позволит заполнить соответствующий реквизит в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) при автоматическом переносе нормативно-справочной информации.
Если вы классифицировали свои основные средства по ОКОФ (в справочнике "Основные средства" для каждого инвентарного номера заполнен реквизит "Код по ОКОФ"), то для проставления новых счетов удобно использовать отчет "Опись инвентарных карточек (ОС-10)" (меню "Отчеты - Учет ОС и НМА"), в котором выдается перечень основных средств (с детализацией по субсчетам, МОЛ и подразделениям) с указанием кодов ОКОФ. В свободных графах отчета можно проставить коды новых счетов, а также сроки полезного использования. Сформированный отчет при необходимости можно сохранить как таблицу Excel и средствами Excel добавить в него новые графы.
Проставление счетов по новому плану счетов
В таблице 1 приведено соответствие субсчетов счета "Основные средства" по плану счетов, приведенному в Инструкции N 107н, и по плану счетов, приведенному в Инструкции N 70н (счета 01 и 101 соответственно).
Состав счета 01 (07) | Состав счета 101 |
010 Здания | 101.01 Жилые помещения |
011 Сооружения | 101.02 Нежилые помещения |
012 Передаточные устройства | 101.03 Сооружения |
013 Машины и оборудование | 101.04 Машины и оборудование |
015 Транспортные средства | 101.05 Транспортные средства |
016 Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйст- венный инвентарь |
101.06 Производственный и хозяйст- венный инвентарь |
018 Библиотечный фонд | 101.07 Библиотечный фонд |
07 (072, 073) Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе и в эксплуатации |
101.08 Мягкий инвентарь |
019 Прочие основные средства | 101.09 Драгоценности и ювелирные изделия |
017 Рабочий и продуктивный скот | 101.10 Прочие основные средства |
Соответствие счетов в таблице 1 условно. При группировке объектов по новому плану счетов в первую очередь следует руководствоваться принадлежностью объекта к той или иной группе по ОКОФ. Как видно из приведенной выше таблицы, объекты, учтенные на счете 010 "Здания", необходимо разделить на жилые и нежилые. Передаточные устройства по большей части в соответствии с ОКОФ перейдут в состав сооружений на счет 101.02.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции N 70н к учету на счете 101 "Основные средства" принимаются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
В новом плане счетов нет, как прежде, специальных счетов для учета малоценных предметов. Поэтому такую же работу по инвентаризации следует проделать с малоценными предметами.
При отнесении малоценных предметов в состав основных средств следует руководствоваться пунктом 10 Инструкции N 70н и классификатором ОКОФ.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 23 Инструкции N 70н учету на счете 101.00 "Основные средства" подлежит также мягкий инвентарь, субсчет 101.08 "Мягкий инвентарь", а также посуда - в составе счета 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь".
Учет основных средств будет вестись, как и прежде, в полных рублях.
Как отмечала Т.Г. Нестеренко, заместитель министра финансов РФ, начальник главного управления Федерального казначейства Минфина России, в балансах соответствующих органов власти нужно закрепить все активы и обязательства. Поэтому при переходе на новый план счетов учреждения, которые имеют ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, должны оценить их и поставить на учет на счет 101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия". Для постановки на учет в 2005 году на эти объекты следует составить отдельные инвентаризационные описи по источникам финансирования, материально ответственным лицам, местам хранения.
Инвентарные номера
Согласно пункту 19 Инструкции N 70н каждому объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.
Таким образом, новая инструкция по бюджетному учету не определяет, как прежде, порядок присвоения и правила формирования инвентарных номеров. Поэтому необходимо решить - продолжать вести учет объектов по старым инвентарным номерам или присвоить новые. Также необходимо решить, в каком порядке присваивать номера объектам (группам объектов) - малоценным предметам, состоящим на учете на 1 января 2005 года, переводимым в состав основных средств, партиям "малоценных" основных средств, поступающим с 1 января 2005 года. Это решение должно быть принято в рамках распоряжения по ведомству или закреплено в учетной политике самого учреждения.
Обратите внимание, новая Инструкция N 70н предусматривает ведение группового (партионного) учета посуды и мягкого инвентаря "независимо от стоимости". Это значит, что для мягкого инвентаря и посуды в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) в справочник "Основные средства" надо будет вводить элементы на каждую номенклатурную единицу или партию посуды и мягкого инвентаря, а не на каждый предмет.
Таким образом, код в справочнике "Основные средства" в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) является инвентарным номером для тех объектов, для которых не предусмотрен групповой учет, или номенклатурным номером, для объектов, для которых предусмотрен групповой учет.
Если принято решение об изменении инвентарных номеров у имеющихся основных средств по определенному правилу (целесообразно при небольшом количестве основных средств), то новые инвентарные номера можно заранее проставить, например, в отчете "Опись инвентарных карточек (ОС-10)" (меню "Отчеты - Учет ОС и НМА").
При этом следует учитывать, что при автоматическом переносе данных основные средства будут перенесены под инвентарными номерами, заданными "Бухгалтерией для бюджетных учреждений" (ред. 4) в качеcтве кода элемента справочника основных средств.
/------------------\
| Основное средство|-----------------\
\------------------/ |
/-----------------\ /-----------\ /-------\
|Субсчет счета 101|--------------|Код по ОКОФ| |Паспорт|
\-----------------/ \-----------/ \-------/
|
/----------------------\ |
|Амортизационная группа| |
\----------------------/ |
|
/----------------------------\ |
|Срок полезного использования|-----------/
\----------------------------/
Рис. 1. Порядок подготовки информации по переводу основных средств на новый план счетов
В следующих номерах журнала "БУХ.1С" мы продолжим публикацию материалов, посвященных переходу на новый порядок бюджетного учета.
Мы продолжаем знакомить читателей с новыми правилами бюджетного учета (утверждены приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н). В предлагаемой вашему вниманию статье К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы "1С", лауреат государственной премии, расскажет, как перевести на новые правила учета расчеты с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, по недостачам.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
В соответствии с Инструкцией N 107н (утв. приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н) расчеты с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности, работы и услуги ведутся на активно-пассивных счетах 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". В балансе по счетам 150, 178 задолженность показывается развернуто - дебиторская задолженность - в активе, кредиторская - в пассиве.
В новой Инструкции по бюджетному учету не предусмотрены активно-пассивные счета.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками будут отражаться на двух счетах:
- 206 "Расчеты по выданным авансам" (активный);
- 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (пассивный).
Учет по этим счетам следует вести в разрезе статей расходов, аналогичных статьям новой экономической классификации расходов (ЭКР).
В таблице 1 представлено соответствие субсчетов кодам ЭКР.
Таблица 1.
ЭКР | Статьи расходов | Счет 206 (Авансы) |
Счет 302 (Поставщики) |
221 | Услуги связи | 206.01 | 302.02 |
222 | Транспортные услуги | 206.02 | 302.03 |
223 | Коммунальные услуги | 206.03 | 302.04 |
224 | Арендная плата за пользование имуществом | 206.04 | 302.05 |
225 | Услуги по содержанию имущества | 206.05 | 302.06 |
226 | Прочие услуги | 206.06 | 302.07 |
290 | Прочие расходы | 206.07 | 302.16 |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 206.08 | 302.17 |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | 206.09 | 302.18 |
Увеличение стоимости непроизведенных активов | 206.1 | 302.19 | |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 206.11 | 302.20 |
Приобретение ценных бумаг | 206.12 | 302.21 | |
Приобретение акций | 206.13 | 302.22 | |
Приобретение денежных документов | 302.23 |
Поэтому суммы образовавшихся на 1 января 2005 года задолженностей по счетам 150, 178 по каждому контрагенту (договору, другому основанию расчетов) необходимо распределить по видам, приведенным в таблице.
Остатки по дебету счетов 150, 178 переносятся на счет 206 "Расчеты по выданным авансам". Информация для распределения по аналитическим счетам берется из платежных поручений на перечисление авансов (выписок из лицевого счета).
Остатки по кредиту счетов 150, 178 переносятся на счет 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Информация для распределения по аналитическим счетам берется из товаросопроводительных документов (накладные, акты о выполненных работах и т.п.).
Расчеты с подотчетными лицами
В новом плане счетов расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 208 "Расчеты с подотчетными лицами", который включает следующие субсчета в разрезе статей классификации операций сектора государственного управления:
- 208.01 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда";
- 208.02 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи";
- 208.03 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг";
- 208.04 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг";
- 208.05 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом";
- 208.06 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества";
- 208.07 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг";
- 208.08 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальному страхованию населения";
- 208.09 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению";
- 208.10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате социальных пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления";
- 208.11 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов";
- 208.12 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств";
- 208.13 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов";
- 208.14 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов";
- 208.15 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг, кроме акций";
- 208.16 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в капитале".
Обратите внимание. Теперь расчеты по командировкам надо отражать по трем субсчетам:
- 208.01 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда" - в части оплаты суточных;
- 208.03 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг" - в части оплаты проездных документов;
- 208.07 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг" - в части оплаты проживания.
К концу года следовало максимально завершить расчеты с подотчетными лицами. По незавершенным на 1 января 2005 года расчетам следует провести инвентаризацию и проанализировать их состав для распределения по субсчетам счета 208.
Информация для распределения по аналитическим счетам берется из заявления о выдаче сумм под отчет работника, на котором бухгалтерией проставлены коды экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также из расходного кассового ордера (в "Бухгалтерии для бюджетных организаций" (ред. 4) предусмотрено формирование расшифровки к расходному кассовому ордеру по кодам ЭКР).
Расчеты по недостачам
В новом плане счетов расчеты по недостачам учитываются на счете 209 "Расчеты по недостачам", который включает следующие субсчета:
- 209.01 "Расчеты по недостачам основных средств";
- 209.02 "Расчеты по недостачам непроизведенных активов";
- 209.03 "Расчеты по недостачам нематериальных активов";
- 209.04 "Расчеты по недостачам материальных запасов";
- 209.05 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
Инвентаризационной комиссии необходимо проанализировать суммы недостач, учтенные на счете 170 "Расчеты по недостачам" на 1 января 2005 года, и распределить их по видам. Информация для распределения по аналитическим счетам берется из материалов проведенных инвентаризаций.
Читайте также:
- "Бюджетный учет: Переход 2005", N 12 "БУХ.1С" за 2004 год (стр. 18);
- "Бюджетный учет: Переход 2005" (продолжение), N 2 "БУХ.1С" за 2005 год (стр. 27);
- "Подготовительные этапы по переходу на новый порядок учета" (Т.В. Емельянова), N 1 "БУХ.1С" за 2005 год (стр. 21);
- "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5): учет по новым правилам, N 1 "БУХ.1С" за 2005 год (стр. 24);
- а также раздел "Бюджетный учет: Переход-2005" на сайте www.buh.ru.
К.В. Сергеева,
руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы "1С",
лауреат государственной премии
"БУХ.1С", N 12, декабрь 2004 г., N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667