Могут ли учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в 2004 году расходы энергоснабжающих организаций, связанные с содержанием Региональной энергетической комиссии (РЭК), а также отчисления энергоснабжающих организаций на проведение надзорных мероприятий специализированных учреждений?
В ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приведен перечень расходов, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Перечень, приведенный в п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ, является открытым.
При отнесении расходов согласно подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что если расходы не поименованы в п. 1 ст. 264 НК РФ, то они могут быть учтены в составе расходов, если они осуществлены согласно действующим законодательным или нормативным актам. При этом расходы должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также п. 9 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 N 136, расходы на содержание вышеуказанного органа производятся за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.
Согласно Порядку финансирования деятельности и частичного возмещения расходов на содержание Энергетической комиссии области N, утвержденному постановлением Администрации области (далее - Порядок), частичное возмещение расходов областного бюджета осуществляется энергоснабжающими организациями, подлежащими государственному регулированию на территории области, по утвержденным Энергетической комиссией нормативам.
Пунктом 8 вышеуказанного Порядка установлено, что расходы на содержание Энергетической комиссии области N включаются в себестоимость производства продукции (услуг) энергоснабжающих организаций.
При этом Порядком предусмотрено, что финансирование расходов на содержание Энергетической комиссии в части возмещаемых средств осуществляется с учетом средств, фактически поступающих в областной бюджет от энергоснабжающих организаций.
В связи с вышеизложенным отчисления на содержание Региональной энергетической комиссии, фактически осуществленные энергоснабжающими организациями субъекта Российской Федерации, будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 46 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, отчисления налогоплательщиков на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2003 N 554 "О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора" установлено, что в 2003 и 2004 годах учреждения государственного энергетического надзора финансируются в том числе за счет отчислений на проведение мероприятий по надзору и контролю в размере установленного норматива, производимых энергоснабжающими и газоснабжающими организациями и организациями, транспортирующими нефть, газ и продукты их переработки, для которых тарифы (цены) устанавливаются органами государственного регулирования.
Нормативы отчислений устанавливаются Минэнерго России по согласованию с ФЭК России (в процентах от доходов организаций, получаемых от регулируемых видов деятельности).
Так, размеры нормативов отчислений на 2004 год утверждены приказом Минэнерго России от 12.11.2003 N 449 "Об утверждении размеров нормативов отчислений на проведение мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора".
Следовательно, в 2004 году в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, могут быть приняты (в пределах установленных нормативов) отчисления энергоснабжающей организации на обеспечение надзорной деятельности специализированных учреждений, в данном случае в области государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации, поскольку порядок финансирования таких учреждений на вышеуказанный период предусмотрен законодательством Российской Федерации.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 декабря 2004 г.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1