Правовой статус юридических лиц
как субъектов международного частного права
Кандидат юридических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), доцент Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Н.Ю. Ерпылева разъясняет международно-правовой статус юридических лиц*(1).
Правовое положение юридических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы. Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же как в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру.
Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства. Согласно ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена (ст. 1203). Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша правоспособность и дееспособность юридического лица определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, в соответствии с которым это юридическое лицо было создано (п. 2 ст. 19). В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с Минской конвенцией СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п. 3 ст. 23).
Когда речь идет о содержании правового статуса юридического лица в МЧП, то под ним понимается вся совокупность отношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Тем не менее существует целый ряд групп отношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении правового статуса иностранного юридического лица в каком-либо государстве: инвестиционные и налоговые отношения, а также отношения по банкротству. В их регулировании, бесспорно, просматриваются два источника: национальное законодательство и международные договоры, на подробном анализе которых мы и остановимся.
Инвестиционные отношения юридических лиц
в международном частном праве
В России основными нормативно-правовыми актами в этой области выступают Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в РФ "(в ред. от 8 декабря 2003 г.)*(2) и Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции "(в ред. от 6 июня 2003 г.)*(3). Согласно Закону об иностранных инвестициях среди хозяйствующих субъектов выделяются коммерческие организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных юридических лиц (ст. 20, 21). Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в ее состав участников иностранного инвестора. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными данным Законом (п. 6 ст. 4). Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (п. 3 ст. 4).
Центральное место в Законе отведено гарантиям деятельности инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. Этому вопросу посвящены 11 из 28 статей Закона. В число таких гарантий включаются: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России (ст. 5); гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора (ст. 8); гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства России (ст. 9); гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных инвестором денежных сумм (ст. 11), а также целый ряд иных гарантий и льгот.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их специальной правосубъектности и не запрещенные действующим законодательством, в том числе приобретать имущественные права. Одной из форм такого приобретения имущественных прав выступают концессионные соглашения (соглашения о разделе продукции). Соглашение о разделе продукции, носящее гражданско-правовой характер, регулирует отношения, возникающие в процессе поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации. Данные отношения складываются между двумя сторонами: Российской Федерацией как государством и инвестором, которым может быть и иностранное юридическое лицо или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц (ст. 3). Закон о соглашениях о разделе продукции подробно регулирует порядок заключения соглашений о разделе продукции (ст. 6); возникновение права собственности инвестора на произведенную продукцию (ст. 9); налоги и платежи при выполнении соглашений (ст. 13); государственные гарантии прав инвесторов (ст. 18) и порядок разрешения споров (ст. 22).
Большую группу нормативных документов в области инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц составляют международные договоры, важнейшими из которых являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 апреля 1997 г., которое вступило в силу 1 марта 2003 г. В соответствии с данным соглашением термин "инвестор" означает:
а) любое физическое лицо, являющееся гражданином Договаривающейся Стороны и правомочное в соответствии с ее законодательством осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны;
б) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с действующим на территории этой Договаривающейся Стороны законодательством, при условии, что юридическое лицо правомочно в соответствии с законодательством своей Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны.
Термин "капиталовложения" охватывает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с законодательством последней Договаривающейся Стороны и в частности:
а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права;
б) акции, вклады и другие формы участия в деловых предприятиях или компаниях;
в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;
г) авторские права, права на промышленную собственность (такие как патенты, товарные знаки или знаки обслуживания, промышленные образцы и полезные модели), а также права на технологию и ноу-хау;
д) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и освоение природных ресурсов.
Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются, не будет влиять на их характер в качестве капиталовложения при условии, что такое изменение не будет противоречить законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.
Термин "доходы" означает суммы, получаемые в результате капиталовложения, и включает, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные вознаграждения, платежи за техническое обслуживание, а также другие вознаграждения (п. 1-3 ст. 1).
Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим для капиталовложений, осуществленных инвесторами другой Договаривающейся Стороны, а также деятельности в связи с такими капиталовложениями и исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями. Данный режим является не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется капиталовложениями и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов или инвесторов третьего государства (режим наиболее благоприятствуемой нации). Каждая из Договаривающихся Сторон оставляет за собой право определять отрасли и сферы экономической деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов (п. 1-3 ст. 3).
Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся Сторон, осуществленные на территории другой Договаривающейся Стороны, не могут быть экспроприированы, национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям экспроприации или национализации (далее именуются - экспроприация), за исключением случаев, когда такие меры предпринимаются в общественных интересах и в соответствии с процедурой, установленной законодательством, когда они не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости экспроприируемых капиталовложений непосредственно до момента, когда стало известно о фактической или о предстоящей экспроприации. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно процентной ставке той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены (ст. VI).
Инвесторам одной из Договаривающихся Сторон, капиталовложениям которых нанесен ущерб на территории другой Договаривающейся Стороны вследствие войны, вооруженных конфликтов, чрезвычайного положения или других аналогичных обстоятельств, ответственная за это Договаривающаяся Сторона предоставляет в отношении собственности, компенсации и других видов урегулирования режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (ст. VII).
Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями, и в частности:
а) доходов;
б) сумм, выплачиваемых в погашение займов, признанных обеими Договаривающимися Сторонами в качестве капиталовложений;
в) поступлений, полученных в результате продажи, полной или частичной ликвидации капиталовложений;
г) компенсации, предусмотренной в ст. 6 Соглашения;
д) заработной платы и других вознаграждений, полученных гражданами и ключевым персоналом другой Стороны, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями на территории первой Договаривающейся Стороны;
е) основных и дополнительных сумм для поддержания и увеличения капиталовложений.
Перевод платежей осуществляется без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены. Договаривающаяся Сторона, принимающая капиталовложения, предоставляет инвесторам другой Договаривающейся Стороны доступ на свой валютный рынок и возможность покупки иностранной валюты с целью осуществления переводов по валютному курсу на дату перевода (ст. 8).
Договаривающаяся Сторона или уполномоченный ею орган, которые произведут платеж инвестору на основе гарантии от некоммерческих рисков в связи с его капиталовложением на территории другой Договаривающейся Стороны, смогут осуществлять в порядке суброгации права инвесторов в том же объеме, что и сами инвесторы. Такие права осуществляются в соответствии с законодательством последней Договаривающейся Стороны (ст. 9).
Любой спор между одной из Договаривающихся Сторон и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающий в связи с капиталовложением, включая споры, касающиеся размера, условий или порядка выплаты компенсации или порядка осуществления переводов платежей, является предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробными комментариями, которые инвестор направит Договаривающейся Стороне, участвующей в споре. Стороны стремятся урегулировать такой спор по возможности мирным путем. В случае если спор не может быть разрешен таким образом в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, он передается на рассмотрение:
а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены;
б) Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты;
в) арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется выполнить такое решение в соответствии со своим законодательством (ст. 10).
К числу важнейших многосторонних международных договоров по рассматриваемому вопросу с участием России относятся Ашгабадское соглашение СНГ от 24 декабря 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, вступившее в силу 21 ноября 1994 г.*(4), и Минская конвенция СНГ от 28 марта 1997 г. о защите прав инвестора, вступившая в силу 21 января 1999 г.*(5)
Налоговые отношения юридических лиц
в международном частном праве
Не будет преувеличением сказать, что основной вопрос, интересующий иностранных инвесторов, связан с налогообложением полученной прибыли и доходов, а также имущества, находящегося на территории России. В отношении иностранных юридических лиц действуют Инструкции Государственной налоговой службы РФ (далее - ГНС России), которые развивают и расширяют общие основы правового регулирования налогообложения, заложенные в многочисленных нормативных актах, тем самым представляя собой образец специального правового регулирования и выступая документами прямого действия. Наиболее важными из них являются Инструкция ГНС России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (в ред. от 7 апреля 2000 г.)*(6) и Инструкция ГНС России от 15 сентября 1995 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в РФ "(в ред. от 12 марта 2002 г.)*(7).
Инструкция ГНС РФ N 34 предусматривает:
категории плательщиков налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц;
порядок их постановки на учет в налоговые органы;
порядок ведения налогового учета;
порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных юридических лиц, полученную от деятельности в Российской Федерации;
порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации.
Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства (п. 1.2). Под постоянным представительством для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации (п. 1.4). Следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями ГНС России по применению отдельных положений Инструкции N 34 термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Инструкция подробно описывает порядок исчисления налогооблагаемой базы и четко указывает перечень предоставляемых налоговых льгот (п. 4.12), оговаривая при этом, что запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.
Налог на прибыль уплачивается в федеральный бюджет РФ и в бюджеты субъектов Федерации по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты (п. 4.14). Прибыль от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Федерации по этим видам деятельности (п. 4.16). В тексте Инструкции размеры ставок не приводятся. Однако Инструкция предусматривает ставки налогообложения доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью через постоянное представительство: 6% - по доходам от фрахта при осуществлении морских, воздушных железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок; 15% - по выплачиваемым дивидендам и процентам; 20% - по всем остальным доходам, например по доходам от лицензионных договоров, аренды, оказания управленческих услуг (п. 5.1.11).
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об избежании двойного налогообложения. Он регулируется главным образом на основе двусторонних международных договоров России с зарубежными государствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Инструкция специально предусматривает, что в случае расхождения между записанными в ней положениями и правилами международного договора применяется последний (п. 6.1). В тех случаях, когда место пребывания юридического лица и место извлечения дохода различны, может возникнуть ситуация, при которой оба государства имеют налоговую юрисдикцию над одним и тем же доходом одного и того же юридического лица (т.е. ситуация двойного налогообложения). Во избежание этого на основании двустороннего договора государство разрешает иностранным юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность на его территории через постоянное представительство, использовать в качестве зачета против налога на прибыль и доходы такой же налог, уплаченный другому договаривающемуся государству данным юридическим лицом. Процедура освобождения от двойного налогообложения содержится в п. 6.2-6.4 Инструкции. На этих же принципах строятся и положения Инструкции ГНС России N 38.
Россия является участницей большого числа двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения. В качестве примера можно привести Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г., вступившее в силу 18 апреля 1997 г.*(8), а также Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13 апреля 2000 г., вступившую в силу 30 декабря 2002 г.*(9) Договоры определяют круг лиц и виды налогов, к которым они применяются: указывают на виды доходов, в отношении которых устраняется двойное налогообложение (прибыль от предпринимательской деятельности, доходы от недвижимого имущества, дивиденды, проценты, доходы от авторских прав и лицензий, гонорары, пенсии и т.д.); устанавливают принципы и процедуру устранения двойного налогообложения. Общая схема таких двусторонних договоров сложилась на протяжении многих лет их существования, но в каждом отдельном случае она наполняется конкретным содержанием с учетом специфики заключающих договор сторон.
Отношения по банкротству юридических лиц
в международном частном праве
В государствах с развитой рыночной экономикой важнейшей отраслью права является право банкротств. В условиях жесткой рыночной конкуренции институт банкротства имеет двоякое значение: во-первых, он позволяет исключить из экономики страны неплатежеспособных хозяйствующих субъектов в результате их ликвидации под контролем государства; во-вторых, дает возможность оздоровить экономическую ситуацию путем реорганизаций предприятий, которые при разумной поддержке могут вновь достичь финансовой стабильности. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"*(10) представлял собой первую серьезную попытку разрешения проблемы экономически неблагополучных хозяйствующих субъектов на законодательном уровне. Впервые в законодательстве РФ появились такие термины, как "арбитражный и конкурсный управляющий", "конкурсное производство", "реорганизационные процедуры", "санация" и целый ряд других. В целом принятие данного Закона сыграло положительную роль, так как в нем были закреплены государственные подходы к вопросам существования и дальнейшей деятельности попавших в трудную ситуацию неплатежеспособных предприятий и предпринимателей. Однако следует отметить, что закон не содержал какого-либо конкретного механизма его реализации, а это, в свою очередь, повлекло принятие целого ряда указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных актов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, в силу чего нормы закона в значительной степени оказались "размытыми".
С целью устранения имевшихся в Законе 1992 г. недостатков был разработан и принят новый Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)"*(11), который существенно превосходил по объему и содержанию предыдущий закон и уже в силу этого являлся документом прямого действия. Закон подробно регулировал процедуры банкротства, а также устанавливал особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц. Закон распространялся на все юридические лица, являвшиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действовавшие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Вместе с тем несовершенство отдельных положений нового Закона привело к росту числа фиктивных банкротств и использованию данной процедуры, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики, в целях неправомерного захвата и перераспределения собственности, что подчас ставило на грань выживания крупные и мощные промышленные предприятия - флагманы отечественной индустрии. Совершенно очевидно, что юридическим шагом в борьбе за надлежащее и эффективное применение процедуры банкротства выступило принятие нового, уже третьего по счету, Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", вступившего в силу 3 декабря 2002 г.*(12)
Закон состоит из 233 статей, сгруппированных в 12 глав, и регулирует основания для признания должника несостоятельным (банкротом); порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства); порядок и условия проведения процедур банкротства в форме наблюдения (гл. IV), финансового оздоровления (гл. V), внешнего управления (гл. VI), конкурсного производства (гл. VII) и мирового соглашения (гл. VIII). Закон распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (п. 1-3 ст. 1). Закон устанавливает, что к отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются его положения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами России. При отсутствии международных договоров решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 5, 6 ст. 1).
Наряду с нормами самого Закона существенную роль в правоприменительной практике играют разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащиеся как в информационных письмах, так и в постановлениях, и выражающие правовую позицию этой верховной судебной инстанции по единообразному применению норм, регулирующих процедуру банкротства хозяйствующих субъектов в России. В качестве примера можно привести постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(13) и Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(14).
В силу того что в современных условиях хозяйственная деятельность предприятий выходит за рамки одного государства и приобретает международный характер, возможны ситуации, когда процедура банкротства затронет имущество предприятия, находящееся на территории иностранного государства, или кредиторы такого предприятия будут иностранными физическими и юридическими лицами. В таких случаях можно говорить о трансграничной несостоятельности (или международном банкротстве), под которыми понимаются отношения по банкротству юридических лиц, осложненные иностранным элементом в виде размещенных на территории нескольких государств активов должника или вовлечения иностранных кредиторов. В качестве международных документов, регулирующих процедуру трансграничного банкротства, можно привести Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г. о трансграничной несостоятельности, Конвенцию ЕС 1995 г. о процедурах несостоятельности и Европейскую конвенцию 1990 г. о некоторых международных аспектах банкротства*(15), на анализе положений которой мы остановимся более подробно.
Конвенцию подписали 23 государства, однако любое государство - член Совета Европы может стать ее участником в любое время. Конвенция применяется к процедуре несостоятельности (банкротства) предприятий, которая включает ликвидацию предприятия-должника, назначение конкурсного управляющего и распределение конкурсной массы между кредиторами; не применяется к банкротству страховых компаний и кредитных организаций (п. 1 ст. 1); регулирует процедуру открытия первичного и вторичного банкротства; компетенцию конкурсного управляющего в отношении имущества должника, расположенного на территории разных государств; международную подсудность по делам о банкротстве и ряд других вопросов. В силу того обстоятельства, что Россия является членом Совета Европы, участие в данной Конвенции создало бы важные предпосылки для защиты имущественных интересов российских физических и юридических лиц за рубежом.
Если процедура банкротства начата в одном из государств - участников Конвенции, настоящая Конвенция будет регулировать:
осуществление некоторых полномочий конкурсного управляющего в отношении распоряжения имуществом должника на территории других государств-участников;
открытие вторичного банкротства в других государствах-участниках;
передачу информации кредиторам, находящимся на территории других государств-участников, и порядок заявления ими претензий к должнику (п. 2 ст. 1).
По смыслу Конвенции термин "конкурсный управляющий" означает лицо или орган, чьи функции состоят в управлении предприятием-должником, ликвидации имущества предприятия-должника или контроле за его деятельностью (п. 3 ст. 1). Назначение конкурсного управляющего должно быть подтверждено заверенной копией подлинного решения о его назначении или сертификатом о назначении, выданным судом или другим компетентным органом, начавшим производство по делу о банкротстве. Требуется перевод на официальный язык или языки государства-участника, на территории которого конкурсный управляющий осуществляет свои полномочия (ст. 2).
Суды и другие органы государства-участника, где должник имеет центр деловой активности, обладают компетенцией возбудить производство по делу о банкротстве. Центром деловой активности для юридических лиц, если не предусмотрено иное, считается место нахождения руководящих управленческих органов. Суды и другие органы государства-участника, на территории которого должник осуществляет ведение хозяйственной деятельности, также обладают компетенцией возбуждать производство по делу о банкротстве:
если центр деловой активности должника не расположен на территории государства-участника;
если производство по делу о банкротстве не может быть возбуждено судом или другим органом государства-участника вследствие положений национального законодательства или правосубъектности должника. В этом случае такое государство-участник не обязано применять настоящую Конвенцию.
Однако если производство по делу о банкротстве уже возбуждено судом или другим органом в различных государствах-участниках, в которых должник осуществляет ведение хозяйственной деятельности, суд или другой орган, принявший соответствующее решение первым, будет рассматриваться как компетентный (ст. 4).
С момента своего назначения конкурсный управляющий в соответствии с правом государства-участника, в котором он намеревается осуществить свои полномочия, может предпринять необходимые шаги для охраны имущества должника, включая истребование помощи от компетентных органов этого государства. Однако он не имеет права изъять имущество с территории того государства-участника, в котором оно находится (ст. 8). В рамках полномочий, возложенных на конкурсного управляющего в соответствии с правом того государства-участника, где начато производство по делу о банкротстве, конкурсный управляющий может предпринимать действия по управлению и распоряжению имуществом должника, включая возможность его перемещения с территории того государства-участника, где оно расположено. Осуществляться такие меры должны в соответствии с правом государства-участника, на территории которого находится имущество должника (ст. 10).
Открытие процедуры или признание банкротства в государстве-участнике, где конкурсный управляющий намерен осуществлять свои полномочия, служит ограничением такого осуществления. Конкурсный управляющий не может осуществлять на территории другого государства-участника действия, которые:
противоречат любому средству обеспечения, находящемуся в руках любого лица, иного чем должник, путем залога земли или другой собственности, установленному или признанному правом этого государства;
явно противоречит публичному порядку этого государства (ст. 14).
Любой должник, объявленный судом или другим компетентным органом банкротом (основное банкротство), может быть лишь на основании одного этого факта объявлен банкротом в любом другом государстве-участнике (вторичное банкротство) независимо от того, действительно ли он выступает несостоятельным на территории этого государства. Данная процедура возможна, если решение об объявлении его банкротом вступило в силу на территории государства-участника, где начато дело о банкротстве, и не противоречит публичному порядку государства-участника, где предполагает осуществлять свои полномочия конкурсный управляющий, и если в этом государстве-участнике не начато самостоятельное производство по делу о банкротстве (ст. 16). Не затрагивая различных оснований компетенции, предусмотренных в национальном праве, суды или другие органы любого государства-участника, в котором осуществляется ведение хозяйственной деятельности должника, компетентны возбуждать производство по делу о вторичном банкротстве. Суды и другие органы любого государства-участника, на территории которого находится имущество должника, обладают аналогичной компетенцией (ст. 17).
После принятия решения о возбуждении производства по делу об основном банкротстве требовать открытия вторичного банкротства уполномочены следующие лица:
конкурсный управляющий по основному банкротству;
другие лица или орган, которым предоставлены такие полномочия в соответствии с правом того государства-участника, где испрашивается возбуждение производства по делу о вторичном банкротстве (ст. 18).
Если иное не установлено в Конвенции, вторичное банкротство регулируется соответствующим правом государства-участника, в котором открыто основное банкротство (ст. 19). В деле о вторичном банкротстве могут быть заявлены любые требования. Все требования, заявленные по делу о вторичном банкротстве, должны быть сообщены конкурсному управляющему или компетентному органу по делу об основном банкротстве. Переданные таким образом требования должны рассматриваться как заявленные в деле об основном банкротстве (ст. 20). Требования привилегированных кредиторов, кредиторов, права которых обеспечены залогом земли или другой собственности, кредиторов, требования которых проистекают из публичного порядка, кредиторов, требования которых связаны с деятельностью должника или с работой у него в государстве-участнике, где открыто вторичное банкротство, должны быть проверены, и после их признания конкурсным управляющим удовлетворены из суммы, вырученной от реализации имущества должника по делу о вторичном банкротстве (ст. 21).
Кредиторы по делу об основном банкротстве, имеющие право на удовлетворение своих требований от реализации имущества, оставшегося по делу о вторичном банкротстве, должны обладать равными правомочиями, несмотря ни на какие привилегии или другие исключения из принципа равенства кредиторов, определенного правом, которое регулирует основное банкротство (ст. 24).
Конкурсные управляющие по основному и вторичному банкротству должны незамедлительно передавать друг другу любую информацию, которая может иметь отношение к другим процедурам, особенно к направленным на прекращение уже начатого производства (ст. 25). Производство по делу о вторичном банкротстве не может быть прекращено без учета мнения конкурсного управляющего по делу об основном банкротстве, если оно получено в разумный срок (ст. 26). Реорганизация во вторичном банкротстве, если она предусмотрена в применимом праве, не может иметь места без согласия конкурсного управляющего по делу об основном банкротстве. В получении такого согласия не может быть отказано, если финансовые интересы кредиторов по основному банкротству не затрагиваются реорганизацией (ст. 27).
Н.Ю. Ерпылева,
кандидат юридических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова),
магистр права (Лондонский университет),
доцент Московской школы социальных и экономических наук
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
"Адвокат", N 12, декабрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О международно-правовом статусе физических лиц - см.: Адвокат. - 2004. - N 11.
*(2) СЗ РФ. - 1999. - N 28. - Ст. 3493; 2003. - N 50. - Ст. 4855.
*(3) СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 18; 2003. - N 23. - Ст. 2174.
*(4) Бюллетень международных договоров. - 1995. - N 4.
*(5) Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1997. - N 8.
*(6) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1995. - N 12; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - N 25.
*(7) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1996. - N 2; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - N 15.
*(8) Бюллетень международных договоров. - 1997. - N 9.
*(9) Бюллетень международных договоров. - 2003. - N 4.
*(10) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 1. - Ст. 6.
*(11) Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 2. - Ст. 222.
*(12) СЗ РФ. - 2002. - N 43. - Ст. 4190.
*(13) Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - N 6.
*(14) Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - N 10.
*(15) Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. - М. - 1997. - С. 708-723.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус юридических лиц как субъектов международного частного права
Автор
Н.Ю. Ерпылева - кандидат юридических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), доцент Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
"Адвокат", 2004, N 12