Наша фирма приобрела компьютер и принтер. Первоначальная стоимость компьютера - 9000 рублей, а принтера - 5000 рублей. Можно ли их отразить (в бухгалтерском и налоговом учете) как разные объекты основных средств и списать сразу? Или мы должны учесть компьютер и принтер как один инвентарный объект и начислять по нему амортизацию?
Аналогичная ситуация подробно описана в книге В.И. Мещерякова "Годовой отчет - 2004". Вообще, единый комплекс из нескольких предметов, которые имеют общее управление и не могут функционировать самостоятельно, нужно отражать как единое целое. Принтер работать самостоятельно не может. Поэтому, с одной стороны, его надо было бы учесть вместе с компьютером как единый инвентарный объект. С другой стороны, в пункте 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 N 2бн) говорится, что если у одного объекта есть "несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект". Значит, если вы установите для компьютера и принтера разные сроки полезного использования, то их можно будет учесть по отдельности. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) относит электронно-вычислительную технику к третьей группе. Имущество этой группы имеет срок полезного использования от 3 до 5 лет. Так, например, срок службы компьютера можно установить в 5 лет, а принтера - в 3 года. И тогда каждый из этих предметов (в бухгалтерском учете) можно будет списать на затраты сразу в момент ввода в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
Теперь расскажем о налоговом учете. По мнению сотрудников финансового ведомства, системные блоки, мониторы и принтеры следует учитывать вместе, "в составе единого инвентарного объекта основных средств". Свою позицию минфиновцы выразили в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.10.2004 N 03-03-01-04/1/89. Согласны с ними и инспекторы налоговой службы (письмо МНС России от 05.08.2004 N 02-5-11/136). Аргументом для Минфина послужил пункт 1 статьи 257 НК РФ. Здесь сказано, что основное средство - это "часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией". Но ведь компьютер и принтер (по отдельности) и есть части "управленческих" средств труда. Поэтому, по нашему мнению, и в налоговом учете их можно отразить раздельно.
И.И. Иванцов,
аудитор
15 декабря 2004 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.