Возврат, еще возврат
Фирма может вернуть товар поставщику на совершенно законных основаниях. Однако регулярно возвращаемые большие партии продукции могут вызвать "интерес" у контролеров.
Товарные круговерти
Возврат товара в оптовой торговле - явление нормальное. Фирме ни к чему мириться с небрежностью поставщика или перевозчика и принимать на свой баланс неукомплектованный или поврежденный товар. Ведь по закону такой товар можно вернуть продавцу. Это делают, если количество или ассортимент продукции не соответствует заказу (ст. 466, 468 и 480 ГК) или же она некачественная (ст. 475 ГК).
Но современная деловая жизнь полна парадоксов: часто фирмы возвращают поставщикам вполне пригодные товары. Вот что рассказала бухгалтер одного московского предприятия Галина Хохлова:
"Мы продаем горшочные растения через розничные точки по всему городу. Ассортимент очень большой, и отслеживать, какой товар идет лучше, не так-то просто. Эту проблему мы частично решили "с помощью" поставщиков. У нас с ними есть договоренность: если товар не продан в течение определенного срока, мы его возвращаем. Так фирма не только избегает финансовых потерь, но и заинтересовывает партнера предлагать более ходовую продукцию. "Неликвидов" действительно становится меньше. Правда, товар возвращаем каждые две недели. А как правильно проводить это в учете, мы толком не знаем".
Очевидно, что возврат, о котором идет речь, в некотором смысле "ненастоящий". Ведь, строго говоря, оснований для этого нет: товар поставлен без дефектов и в нужном количестве. И тогда действительно неясно, каким документом это оформить.
Несостоявшаяся реализация
Обоснованием возврата в подобной ситуации должен быть документ о том, что продукция некачественная. Причем заметьте, что вопрос упирается не только в документальное оформление "возвратной" отгрузки. Проблема может повлечь за собой и нежелательные налоговые последствия.
Так, не признав отказ от товара достаточно обоснованным, контролеры могут посчитать такую отгрузку обычной реализацией. А последствия предсказать легко. Инспекторы, как известно, имеют право контролировать применение рыночных цен (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК). И в данной ситуации это может вылиться в требование применить продажные цены к возвращаемым товарам и, соответственно, доначислить налоги.
Поясним этот момент. Фирма возвращает товар поставщику по его же цене. Дело в том, что возврат предполагает неисполнение продавцом договора купли-продажи. Вследствие этого реализацию признают несостоявшейся. Причем об этом написали и подмосковные контролеры (письмо УМНС по Московской области от 26 марта 2004 г. N 06-22/2264). Понятно, что если при первой отгрузке право собственности на товар от продавца к фирме не перешло, то не может быть речи о таком переходе и при возврате того же самого товара. Следовательно, реализации при возврате не происходит. Но это лишь в том случае, если товар действительно не соответствовал условиям договора поставки.
Однако, предположим, контролеры посчитали, что у фирмы не было оснований возвращать товар. Тогда вся "цепочка" обращается вспять: право собственности от продавца перешло, реализация состоялась и, следовательно, обратную отгрузку нужно считать реализацией. На этом основании инспекторы и потребуют применить к возвращаемому товару продажные цены и доначислить налоги.
Но решение проблемы подсказали сами же налоговые контролеры. К примеру, в упомянутом выше письме они указали, что "бухгалтеру необходимо иметь документы, подтверждающие причину возврата". Значит, все упирается в документальное обоснование причин отказа от товара. Разберемся, как это сделать.
Требуется обоснование
Убедительно задокументировать возврат товара можно претензионным письмом и актом возврата. Составляют их в произвольной форме.
В наиболее важном из двух документов - акте возврата - рекомендуем перечислить в нем весь товар по наименованиям и указать дефекты каждого. Можно, к примеру, написать, что, согласно заключению технолога, растения заражены вредителем. К акту желательно приложить это заключение или, по крайней мере, удостоверить его подписью. Сделать "подкоп" под такой документ будет непросто.
Пример
10 января ООО "Акация" купило 200 штук растения цикламен в горшках по цене 118 руб. каждый (в том числе НДС 18 руб.). А 24 января фирма отправила поставщику претензионное письмо, в котором указала, что растения были непригодны для продажи. 25 января стороны подписали акт о возврате товара. ООО "Акация" вернуло продавцу 50 штук горшочных растений и выставило счет-фактуру на 5900 рублей (118 руб. x 50 шт.), в том числе НДС - 900 рублей. В тот же день стороны подписали акт взаимозачета на сумму 5900 рублей.
Бухгалтер ООО "Акация" сделал такие проводки.
10 января:
- 20 000 руб. ((118 руб. - 18 руб.) x 200 шт.) - оприходованы цикламены.
- 3600 руб. (18 руб. x 200 шт.) - учтен НДС по цикламенам.
- 23 600 (118 руб. x 200 шт.) - оплачены цикламены.
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 3600 руб. - возмещен из бюджета НДС по цикламенам.
25 января:
Дебет 62 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 5900 (118 руб. x 50 шт.) - возвращены некачественные цикламены;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 900 руб. - начислен НДС по некачественным цикламенам;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 41
- 5000 руб. ((118 руб. - 18 руб.) x 50 шт.) - списана себестоимость некачественных цикламенов.
- 5900 руб. - зачтены взаимные требования сторон
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 900 руб. - зачтен НДС по взаимозачету.
Кстати
Условие о качестве товара не является обязательным в договоре поставки. По Гражданскому кодексу продавец обязан передать покупателю такой товар, пригодный для обычных целей использования такого рода продукции (п. 2 ст. 469).
С. Байкалова
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007