Краткий комментарий к Федеральному закону
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
1. Общий комментарий
22 августа 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В процессе его обсуждения и принятия Государственной Думой РФ в отношении данного Закона чаще всего использовались его сокращенные наименования: "о монетизации льгот", "об отмене льгот" и, наконец, "о льготных выплатах".
Из полного наименования Федерального закона N 122-ФЗ следует, что основной целью принятия и содержание Закона, отнюдь, не сводится к проблеме замены льгот некоторым категориям граждан денежными компенсациями.
Как заявлено в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ, данный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения. То есть, прежде всего, речь идет о перераспределении функций между уровнями государственного (федерального и регионального) управления и местного самоуправления, а также об изменении источников финансирования отдельных отраслей, программ и мероприятий.
В целом в сферу действия Федерального закона N 122-ФЗ попали более 300 законодательных актов, из которых более 150 изменены и еще 151 - признаны утратившими силу полностью или частично. Провести в рамках одной журнальной статьи детальный анализ всех изменений (или только изменений, которые необходимо учитывать при организации работы бухгалтерских и иных управленческих служб хозяйствующих субъектов) невозможно. Поэтому целесообразно дать только общую характеристику изменений по отраслям законодательства и сконцентрировать внимание читателей только на тех моментах, которые должны быть учтены в первую очередь (по нашему мнению, это налогообложение и трудовое законодательство). Для организаций различных отраслей народного хозяйства будут существенными изменения, внесенные и в другие законодательные акты
Наряду с целями, объявленными в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ, попутно были решены вопросы, прямо не связанные с этими целями - по существу, ряд изменений представляет собой "доработку" ранее принятых законодательных актов. Например, в Водный кодекс РФ внесено более 100 изменений, носящих исключительно технический и терминологический характер, и обусловленных изменением структуры органов отраслевого управления и переименованием некоторых органов государственной власти. Подобные изменения в большую часть законодательных актов были внесены Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (в который, кстати, Федеральным законом N 122-ФЗ изменения также вносятся). Подобные изменения внесены в Закон о недрах, ТК РФ и ряд других законов.
Другим примером изменений, не связанных с изменением межбюджетных отношений и перераспределением управленческих функций между уровнями власти, могут служить изменения, внесенные в главу 21 НК РФ, которые уточняют порядок налогообложения товаров при их ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ.
Перераспределение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления потребует разработки большого количества законодательных и нормативных актов - для реализации норм законов в новой (или измененной) редакции.
Примерный перечень таких актов, подлежащих разработке вследствие внесения изменений только в ТК РФ, приводится ниже.
Изменения затронули практически все отрасли законодательства. Часть изменений внесена в отдельные законы, такие как, например, Закон о газоснабжении, Закон об инвестиционной деятельности, Закон о защите прав потребителя, Закон о рынке ценных бумаг и т.п. (полные наименования, номера и даты принятия законов не приводятся, так как в дальнейшем изменения, внесенные в них комментироваться не будут).
Другая часть изменений может быть сгруппирована по отраслям законодательства, направлениям социальной, бюджетной и экономической политики государства.
В отношении таких групп уместно привести краткий комментарий.
1.1. В области льгот, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан.
Как уже отмечалось, изменение системы льгот наиболее широко освещалось в средствах массовой информации, и общее представление о масштабе и характере вносимых корректив читатель уже мог составить.
Все ранее действовавшие натуральные льготы отменены, за исключением нескольких групп населения (Героев Советского Союза, лиц, пострадавших в аварии на ЧАЭС и т.д.). Наибольшим изменениям подвергся состав льгот, право на которые ранее имели инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны. Это объясняется, прежде всего, тем, что список льгот для указанных категорий был наиболее широким.
Некоторым категориям бывших льготников замена части льгот будет компенсироваться денежными выплатами. К числу таких категорий относятся инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, и т.п. объектах, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалиды (включая инвалидов-детей).
Часть денежной компенсации (450 руб.) в 2005 году будет удерживаться автоматически с каждого получателя компенсаций ежемесячно для финансирования стоимости проезда (только в пригородных поездах), лекарственного и санаторно-курортного обеспечения.
Льготы, которыми ранее пользовались ветераны труда и труженики тыла, более государством не гарантируются. Размер компенсаций и порядок их выплаты должны быть определены органами государственной власти субъектов РФ. Правительством РФ неоднократно делались заявления о том, что указанные категории бывших получателей льгот в результате реформы не пострадают. Однако сумма, предназначенная для передачи регионам от федерального центра в виде субвенций, составляет всего 30 млрд. руб., что в расчете на одного получателя (количество тружеников тыла и ветеранов труда точно не определено, но оценивается на уровне 20 млн. чел.) составляет всего 1500 руб. в год. Таким образом, наиболее вероятным представляется некоторая дополнительная корректировка в области межбюджетных отношений.
В отношении компенсаций, которые подлежат выплате незаконно репрессированным, использован смешанный подход - часть компенсаций (преимущественно по компенсации утраченного имущества) будет возмещаться за счет средств федерального бюджета, прочие льготы должны быть обеспечены регионами.
Вместе с тем, имеется большое количество категорий населения, ранее пользовавшихся различными льготами, для которых компенсация взамен отмененных льгот не предусмотрена вообще (квалифицированные работники в сельской местности, дети-сироты, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или предусмотрена в размерах, существенно ниже стоимости отмененных льгот (например, доноры будут получать в год 6 тыс. руб., а у работников угольной промышленности все ранее действовавшие льготы заменены только правом на получение пайкового угля).
1.2. В области культуры, науки и образования.
Изменения в этих отраслях направлены на уменьшение или исключение финансирования отдельных программ или мероприятий за счет средств федерального бюджета с переносом соответствующей ответственности на уровень регионов и муниципалитетов. Одновременно существенно ограничивается самостоятельность учреждений культуры, науки и образования, а средства, которые данные организации ранее получали от предпринимательской деятельности и могли использовать на уставные цели, подлежат сдаче в бюджет. Полностью отменены и немногочисленные льготы работникам культуры, науки и образования (включая льготы для сельской местности). Компенсация не предусмотрена.
1.3. В области пенсионного законодательства изменения минимальны, и касаются, в основном, некоторого изменения порядка назначения пенсий лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.4. В области налогообложения изменения также пока не охватывают всех налоговых льгот, хотя в соответствующих законах указания на возможность применения налоговых льгот в отношении групп населения или хозяйствующих субъектов исключены. Более подробно изменения налогового законодательства рассмотрены ниже.
1.5. В области оплаты работников силовых ведомств (Минобороны РФ, МВД, ФСБ, МЧС, пожарная служба и т.д.).
Здесь изменения коснулись отмены оставшихся льгот и компенсаций полностью (Минобороны РФ) или частично (МВД РФ и ФСБ РФ) и уточнение размеров выплат.
Например, в отношении военнослужащих по контракту (офицеров и прапорщиков), а также пенсионеров из их числа, отменен не только бесплатный проезд, но и льгота, освобождавшая указанные категории граждан от уплаты местных налогов, а также ликвидировано право на бесплатное получение земельных участков. Также весьма существенно (не только у военнослужащих) скорректированы (в сторону уменьшения) льготы по оплате жилищно-коммунальных и приравненных к ним (абонентская плата за телефон, плата за телеантенну и радиоточку и т.д.).
Взамен отмененных льгот и компенсаций увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы с 70 до 120 процентов. Однако вряд ли такую замену можно считать равноценной. Во-первых, надбавка не выплачивается автоматически всем категориям военнослужащих (всему личному составу), а назначается при выполнении определенных условий. Во-вторых, она привязана к размеру должностного оклада и, следовательно, те военнослужащие, которые фактически льготами пользуются меньше (например, командиры соединений льготами по проезду), а фактический размер компенсации будут получать выше, нежели те, которые в результате отмены льгот потеряют больше других. Наконец, повышение надбавки не окажет никакого влияния на размер пенсий, назначаемых уволенным военнослужащим. Следовательно, для данной категории бывших получателей льгот фактически компенсация не предусмотрена.
1.6. В области использования недр и других ресурсов.
Изменения внесены в Закон о недрах, Водный и Лесной кодексы. Подавляющая часть изменений касается перераспределения функций между органами федеральной и региональной власти. При этом большая часть функций, связанных с выдачей разрешений, лицензированием и т.п. передана на федеральный уровень, а часть дополнительных расходов в связи с реализацией обязательств государства в области природных ресурсов - на уровень субъектов РФ. Следует отметить, что для реализации изменений, внесенных в эту отрасль законодательства, потребуется принятие большого количества подзаконных актов (как на уровне Правительства РФ, так и на уровне органов отраслевого управления), в ходе которого большинство возникших вопросов, возможно, будет снято.
1.7. В области регулирования сельского хозяйства отменены все законодательные акты, которыми устанавливались обязательства государства по поддержке агропромышленного производства и развитию социальной сферы на селе. Какие-либо компенсации ни квалифицированным работникам (образования, культуры, здравоохранения) сельских учреждений и организаций, ни хозяйствующим субъектам, которые пользовались некоторыми налоговыми льготами и могли пользоваться некоторыми мерами государственной поддержки - не предусмотрены. Из экономической сути произведенных изменений можно заключить, что таким образом сняты те вопросы, которые затрудняли вступление РФ в ВТО. Данная мера к концепции Федерального закона N 122-ФЗ имеет весьма опосредованное отношение.
1.8. В области средств массовой информации.
Собственно в Закон о СМИ внесены минимальные изменения терминологического и технического характера (в связи с проводимой административной реформой). Однако при этом в полном объеме признаны утратившими силу Законы, которыми ранее устанавливались меры государственной поддержки районных газет, средств массовой информации и книгоиздания.
1.9. В области здравоохранения.
Существенно пересмотрена система бесплатного медицинского обслуживания (теперь для получения подобных услуг бесплатно, необходимо, чтобы они были включены в соответствующую Программу, которая будет разрабатываться и утверждаться Правительством РФ). Отменены многие льготы и меры социальной защиты некоторым категориям больных общественно значимыми заболеваниями (туберкулезом, СПИДом и т.п.), а также отменены все льготы для медицинских работников, обслуживающих таких больных. Компенсация не предусмотрена. Как уже отмечалось, отменены практически все льготы донорам (за исключением дня отдыха). Компенсация предусмотрена, но ее размер существенно ниже стоимости отмененных льгот.
1.10. В области гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из 38 статей Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" 22 признаны утратившими силу и 11 изложены в новой редакции. В оставшиеся пять статей внесены существенные изменения. Фактически из всех гарантий и компенсаций, которые ранее гарантировались работникам, занятым в организациях, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохранены только районный коэффициент и процентная надбавка. Часть других компенсаций (в частности, по переезду) гарантируется только работникам федеральных государственных учреждений.
1.11. В области льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от радиации - в результате аварии на ЧАЭС, аварий на реке Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне и т.п.
Основные льготы и компенсации сохранены, однако порядок их предоставления ужесточен. Кроме того, например, в отношении лиц, пострадавших в результате испытаний на Семипалатинском полигоне, исключена группа льготников - получивших заражение до 5 сЭв.
Ниже приводится более подробный комментарий изменений, коснувшихся двух отраслей законодательства - налогообложения и трудовых отношений.
2. Изменения в области налогообложения
Как уже отмечалось, возможность предоставления налоговых льгот отдельным категориям хозяйствующих субъектов и граждан исключена во всех изменяемых законах (там, где соответствующие нормы были прописаны). Тем не менее, изменения, внесенные в НК РФ можно считать незначительными, так как собственно перечней налоговых льгот и порядка их предоставления они не касаются. Из этого можно сделать вывод о том, что еще до конца года (а, в соответствии со статьей 5 части первой НК РФ подобные изменения должны быть не только приняты, но и обнародованы не позднее 30 ноября) весьма вероятно принятие новых законов, изменяющих налоговое законодательство.
Статьей 131 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в некоторые главы части второй НК РФ.
Суть изменений можно охарактеризовать следующим образом (по видам налогов):
Налог на добавленную стоимость
В новой редакции изложен пункт 5 статьи 165 НК РФ, устанавливающий состав документов и порядок их предоставления при перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта или транзита. В общем случае теперь (после 1 января 2005 года) нужно будет представлять реестры выписок банка и реестры перевозочных документов (а не копии соответствующих документов, как это было ранее). В то же время, налоговым органам предоставляется право истребовать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры. Установлен предельный срок представления копий указанных документов - в течение 30 дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. При этом уточнено, что перевозочные документы, включенные в реестр, должны иметь отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита. Отдельно указан состав документов при перевозке товаров, (помещенных под указанные таможенные режимы) в страны СНГ. Это обусловлено изменением налогообложения операций по экспорту товаров в эти страны (обложение НДС по стране приобретения).
Соответствующие изменения внесены в пункты 6 и 9 статьи 165 НК РФ, а также в пункт 9 статьи 167 НК РФ.
Следует заметить, что изменения, внесенные в главу 21 НК РФ, не имеют никакого отношения к общей концепции Федерального закона N 122-ФЗ.
Единый социальный налог
В главу 24 НК РФ внесено только одно изменение - в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 слова "законодательством Российской Федерации" заменены словами "действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами". Статья 238 устанавливает перечень выплат, не подлежащих налогообложению, а в подпункте 9 пункта 1 указана стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, основанием для исключения указанных выплат из налоговой базы могут являться нормы законодательства, а также трудовые договоры (индивидуальные или коллективные).
Данное изменение следует рассматривать в комплексе с изменениями, внесенными в законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С учетом этого, следует отметить, что норма подпункта 9 пункта 1 становится более определенной. Для работников организаций и учреждений федерального подчинения основанием для исключения указанных выплат из налоговой базы являются нормы федерального закона, для работников, занятых в организациях регионального подчинения - нормами законов субъектов РФ, для работников муниципальных учреждений и предприятий - нормативные акты органов местного самоуправления, для работников коммерческих организаций - условия трудовых договоров. Другой стороной последствий внесенных изменений является то, что отсутствие в трудовом договоре указания на возможность оплаты переезда, скорее всего, будет истолковываться как невозможность исключения сумм расходов из налоговой базы - независимо от того, за счет каких средств эти расходы фактически возмещаются.
Налог на прибыль
В главу 25 НК РФ Федеральным законом N 122-ФЗ изменения внесены только в одну статью - 255, регулирующую порядок формирования расходов на оплату труда.
Изменения также касаются особенностей осуществления некоторых расходов, связанных с возмещением затрат и оплатой надбавок работникам, занятым в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Расходы по проезду к месту использования отпуска и обратно таким работникам для целей налогообложения будут приниматься в размере фактически осуществленных затрат, но при условии, что порядок оплаты регулируется законодательным или нормативным актом соответствующего уровня (для работников коммерческих организаций - локальным нормативным актом).
В отношении надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, из текста соответствующих подпунктов пункта 1 статьи 255 НК РФ исключено условие, в соответствии с которым подобные выплаты могли приниматься к налоговому учету в размерах, установленных законодательством. Это не означает, что размер надбавок, которые могут быть приняты для целей налогообложения теперь не ограничен. Необходимым условием для этого является наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке законодательных или нормативных актов соответствующего уровня.
Статьей 132 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Изменения касаются особенностей расчетов с дорожным фондом - по налогу на пользователей автодорог и по суммам задолженности, возникшей в прошлые отчетные периоды.
Признание утратившей силу статьи 4 упомянутого Федерального закона N 118-ФЗ закономерно и обусловлено фактической отменой (прекращения взимания) налога на пользователей автодорог.
Что же касается сумм недоимки, пеней и штрафов, образовавшейся на 1 января 2001 года (и позже этой даты), то они должны будут вноситься не в Федеральный дорожный фонд РФ, а непосредственно в федеральный бюджет. Это связано с тем, что дальнейшее существование дорожных фондов (включая федеральный) более не предусматривается.
Соответствующие изменения внесены и в ряд других законодательных актов:
пунктом 21 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды", которым устанавливались льготы в отношении иностранных юридических лиц привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих и т.п.;
пунктом 73 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Данным пунктом устанавливались льготы по отдельным налогам, зачисляемым в дорожные фонды, для организаций, занятых оказанием безвозмездной помощи;
пунктом 88 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", которым, в частности, устанавливались налоговые ставки по налогу на пользователей автодорог;
пунктом 97 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признана утратившей силу статья 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которой устанавливались источники формирования дорожных фондов.
Статьей 5 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
Изменения сводятся к следующему.
В статье 2 Закона, определяющей цели введения платы за землю, исключена норма, которая предполагала создание и формирование специальных фондов для финансирования мероприятий, связанных с рациональным использованием, охраной и освоением земель.
Признана утратившей силу статья 24 Закона, которой был определен исчерпывающий перечень целей, на которые могли использоваться поступления от земельного налога и арендной платы за землю.
Фактически перечисленные изменения делают доходы от земельного налога (и плату за землю вообще) несвязанными. Так как земельный налог относится к категории местных налогов, отмена обязательного целевого использования указанных доходов, практически означает повышение самостоятельности органов местного самоуправления в формировании расходной части местных бюджетов. Справедливости ради необходимо отметить, что новая редакция статьи 15 части первой НК РФ сохраняет в качестве источников формирования доходной части местных бюджетов только два налога - земельный и налог на имущество физических лиц. В этих условиях установление ограничений по использованию доходов от одного из двух источников делает организацию бюджетного процесса на уровне местных бюджетов практически невозможной.
Самым существенным изменением порядка взимания земельного налога для граждан является признание утратившим силу пункта 18 части первой статьи 12.
Этим пунктом от уплаты земельного налога полностью освобождались военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Теперь перечисленные категории владельцев земельных участков будут уплачивать земельный налог на общих основаниях.
Необходимые изменения внесены также в Федеральный закон от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" - соответствующие нормы признаны утратившими силу.
Статьей 7 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" - пункт 4 статьи 4 изложен в новой редакции.
Данным пунктом регулируются общие правила установления налоговых льгот по налогу. Новая редакция пункта 4, по существу, представляет собой ранее действовавшую норму, приведенную в соответствие с требованиями действующего налогового законодательства. То есть, изменения носят преимущественно терминологический характер. Вместе с тем, устранена очевидная законодательная коллизия. Пункт 4 статьи 4 Закона предполагал установление налоговых льгот не только категориям плательщиков, но и отдельным плательщикам, в то время, как статья 56 части первой НК РФ прямо запрещает установление льгот индивидуального характера. В новой редакции пункта 4 статьи 4 этот момент специально не оговаривается, но, по общему правилу, нормативные акты по налогам, принимаемые органами местного самоуправления не могут противоречить НК РФ.
Статьей 8 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".
В пункте 3 статьи 6 Закона уточнен порядок уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, выездом из РФ и въездом в РФ, а также за государственную регистрацию актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния - пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Пунктом 16 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признаны утратившими силу пункты "к" и "м" статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Тем самым ликвидированы льготы, освобождавшие организации от уплаты пошлины по стоимости:
оборудования, приборов и материалов, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих и т.п. Возможно, отмена этой льготы обусловлена отсутствием указанных программ. Соответственно признан утратившим силу (пунктом 28 статьи 156 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) Федеральный закон от 7 августа 1995 года N 128-ФЗ "О внесении дополнений в Законы Российской Федерации "О таможенном тарифе" и "О налоге на добавленную стоимость" в связи с реализацией программ жилищного и социального строительства для российских военнослужащих";
пожарно-технической продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы. Причина отмены льготы в отношении данной категории имущества неясна.
3. Изменения в области труда и заработной платы
Статьей 138 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в ряд статьей Трудового кодекса РФ.
Значительная часть изменений носит технический и терминологический характер и связана с переименованием органов федеральной государственной власти в области труда, а также перераспределением некоторых функций между различными органами отраслевого управления в ходе проходящей административной реформы. Подобные изменения не комментируются, так как, во-первых, они не носят принципиального характера, а во-вторых, нет оснований считать их окончательными - до полного законодательного и нормативного обеспечения деятельности всех вновь созданных и реформированных органов государственной власти (министерств, служб и агентств).
Исключение составляют изменения, внесенные в статью 212 ТК РФ, хотя и являются по форме, терминологическими, фактически несколько изменяют состав обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда - в части предоставления контролирующим органам информации и документов, необходимых для осуществления этими органами своих полномочий. Если ранее работодатель был обязан предоставлять соответствующую информацию и документы только органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, а также органам профсоюзного контроля, то после вступления в силу внесенных изменений, информация и документы должны будут предоставляться:
федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
органам профсоюзного контроля.
То есть, налицо расширение перечня контролирующих органов.
Существенное значение имеют изменения, которые можно сгруппировать по двум направлениям:
изменение порядка установления и применения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Одновременно признан утратившим силу ряд законов, которыми регулировалось установление и применение МРОТ. Характеристика этих изменений приведена ниже;
изменение уровня гарантирования отдельных выплат некоторым категориям работников, осуществляющим деятельность в условиях, отличающихся от нормальных (работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, работникам, занятых на работах вахтовым методом и т.п.).
По первой группе изменения выразились в следующем:
Статья 129 ТК РФ изменена таким образом, что МРОТ более не является гарантируемым размером месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Слово "гарантируемый" заменено на слово "устанавливаемый", в результате чего, фактически закреплен отказ государства (в лице органов государственной власти федерального уровня) от обеспечения уровня оплаты труда на каком-либо минимальном уровне.
Кроме того, статья 129 ТК РФ дополнена абзацем, которым уточняется, что в величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Эта норма не является новацией - она просто перенесена из прежней редакции статьи 133 ТК РФ.
В статью 130 ТК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации исключена из системы основных государственных гарантий по оплате труда работников. ЕТС будет применяться и далее, но только при определении размера оплаты труда работников, занятых в организациях и учреждениях, финансируемых за счет федерального бюджета. То есть, гарантия сохраняется, но не является общей для всех тех, чья деятельность регулируется ТК РФ. Поэтому исключение соответствующего абзаца из статьи 130 ТК РФ представляется закономерным.
В новой редакции изложена статья 133 ТК РФ, определяющая основные принципы установления МРОТ. По сравнению с ранее действовавшей редакцией статьи 133 ТК РФ, исключена норма, в соответствии с которой порядок определения прожиточного минимума должен был устанавливаться федеральным законом. Одновременно соответствующие изменения внесены и в законодательство, регулирующее определение прожиточного минимума.
Текст статьи 133 ТК РФ дополнен нормой, которая обязывает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и коммерческие организации обеспечить МРОТ (обеспечить выплату заработной платы в размере, не ниже МРОТ).
Одновременно внесены изменения и в статью 421 ТК РФ, определяющую особенности установления МРОТ на современном этапе (от вступления в силу ТК РФ до того момента, когда бюджеты всех уровней будут способны устанавливать размер оплаты труда на уровне, превышающем прожиточный минимум).
Основным отличием новой редакции статьи 421 ТК РФ от прежней редакции является то, что законодательно закреплен именно поэтапный переход к МРОТ, который будет не ниже прожиточного минимума. Закона, который бы устанавливал этапы такого перехода, пока нет. Более того, ни один из представленных проектов такого закона не дошел до процедуры второго чтения в Госдуме ФС РФ.
Уточнен текст статьи 135 ТК РФ, определяющей общий порядок установления заработной платы. Внесенное дополнение обязывает российскую трехстороннюю комиссию ежегодно вырабатывать (или уточнять ранее выработанные) рекомендации по системе оплаты труда (включая надбавки, доплаты и компенсации) для работников, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней. То обстоятельство, что данный документ будет называться рекомендациями (Методическими рекомендациями) на практике будет означать, что его требования не будут обязательны для всех органов, в обязанности которых входит установление заработной платы работников - с учетом отраслевой или региональной специфики будут допускаться определенные отклонения. То, что в 2004 году в назначенный срок (до внесения бюджета в Госдуму СФ РФ) рекомендации не разработаны и не утверждены, никаких последствий нести не будет, так как изменения, внесенные в статью 135 ТК РФ, вступают в силу только с 2005 года.
В новой редакции приводится текст части четвертой статьи 143 ТК РФ, регулирующей применение тарифной системы оплаты труда. Часть четвертая ранее устанавливала порядок применения данной системы оплаты труда для работников, организаций, финансируемых за счет бюджетов всех уровней. Порядок применения тарифной системы оплаты труда был единым для всех бюджетных организаций и учреждений и базировался на повсеместном применении ЕТС. Как уже отмечалось, с 2005 года, государство гарантирует применение ЕТС только при определении размера оплаты труда работников, занятых в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Вторая группа изменений связана с пересмотром обязательств федеральных органов государственной власти по отдельным выплатам, минимальный размер которых ранее гарантировался за счет средств федерального бюджета.
В статье 168 ТК РФ исключена норма, которая обязывала организации при заключении коллективных договоров или при разработке локальных нормативных актов предусматривать размер возмещения работникам, направляемым в служебную командировку на уровне, не ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Таким образом, в случае, когда локальным нормативным актом организации или коллективным трудовым договором будут устанавливаться размеры возмещений ниже тех, что определены соответствующими приказами Минфина РФ (или даже постановлениями Правительства РФ), работники, направляемые в командировку, лишаются права обжаловать действия руководства. По общему правилу, отказ от командировки (при отсутствии уважительных причин) может быть расценен как прогул со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, указанное уточнение текста статьи 168 ТК РФ лишает профсоюзные организации или иные уполномоченные работниками органы права отказаться от подписания коллективного трудового договора по причине низких размеров возмещений, а также вести любую полемику по данному вопросу.
Аналогичные изменения внесены в статью 169 ТК РФ, регулирующую порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность. Общее правило, обязывающее работодателя при переезде работника (по предварительной договоренности с работодателем) на работу в другую местность работодатель возместить работнику расходы по переезду и по обустройству на новом месте жительства, сохранено. Однако норма, ограничивающая минимальный размер возмещения размерами, установленными Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета, исключена.
Изменения, внесенные в статью 186 ТК РФ, обязывают работодателя сохранять за работником-донором средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха независимо от того, как производилась сдача крови или ее компонентов - безвозмездно или за плату. Ранее такая обязанность возникала только в случае безвозмездной сдаче крови и ее компонентов. Данное изменение соответствует изменениям, внесенным в Федеральный закон о донорстве крови и ее компонентов.
Уточнена редакция статьи 213 ТК РФ, регулирующей порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников. Текст статьи дополнен абзацем, которым установлено, что все виды обязательных осмотров проводятся за счет средств работодателя. Ранее эта норма была однозначно определена только в отношении медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.
В новой редакции изложена статья 302 ТК РФ, определяющая состав и общий порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающих вахтовым методом.
Практически изменение коснулось только одной стороны оплаты лицам, работающим вахтовым методом, - установления размера надбавки. Ранее размер надбавки за вахтовый метод работы и порядок ее выплаты были едиными для всех организаций - независимо от источников финансирования их деятельности, и определялись Правительством РФ. Теперь Правительством РФ будет устанавливаться размер надбавки и порядок ее выплаты только работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для организаций, финансируемых за счет средств региональных бюджетов, указанные элементы должны быть установлены соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для прочих организаций размер надбавки определяется работодателем. Таким образом, весьма вероятна ситуация, когда работники, выезжающие на работу вахтовым методом в одну и ту же местность, будут получать надбавки в разном размере. Кроме того, новая редакция статьи 302 ТК РФ не регулирует ситуаций, когда финансирование является смешанным - например, когда одна и та же организация выполняет работы, финансируемые за счет средств различных бюджетов, а также за счет собственных средств организации. В подобных ситуациях размер выплат, как правило, согласуется сторонами (заказчиком и исполнителем работ). Но представитель финансирующего органа вряд ли получит право корректировать размер надбавки, установленный для конкретной местности в зависимости от того, какая надбавка в той же местности выплачивается подрядчиком (или в зависимости от других факторов). То есть, может возникнуть ситуация, когда один и тот же работник будет получать различную надбавку за одинаковый объем работ.
Кроме того, высока вероятность того, что могут возникнуть проблемы с выплатой районного коэффициента и процентных надбавок при выполнении работ вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с новыми редакциями статей 316 и 317 ТК РФ в каждой местности может существовать до трех размеров районных коэффициентов и процентных надбавок (установленных, соответственно Правительством РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления). Какой из них можно будет применять, и принимать к учету, на законодательном уровне не определено. Также неясно, насколько правомерно будет принятие к учету для целей налогообложения налогом на прибыль сумм районных коэффициентов и процентных надбавок, повышенных по сравнению с теми, которые установлены для данной местности Правительством РФ.
Как уже отмечалось, в новой редакции также изложены статьи 316 и 317 ТК РФ, устанавливающие порядок утверждения и применения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Новую редакцию отличают от прежней два элемента: во-первых, размеры районных коэффициентов и процентных надбавок, подлежащих применению в различных районах, теперь будут утверждаться постановлением Правительства РФ, а не федеральным законом, и, во-вторых, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать повышенные (по сравнению с утвержденными Правительством РФ) размеры указанных коэффициентов и надбавок.
Кроме того, добавлено уточнение, весьма существенное для организации и ведения налогового учета - расходы по выплате районных коэффициентов и процентных надбавок для целей налогообложения принимаются в полном размере.
Изменения, внесенные в статьи 323, 325 и 326 ТК РФ, по существу, являются однородными и фактически сводятся к ограничению отдельных гарантий, предоставляемых работникам, не занятым в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета на законодательном уровне гарантируется:
1) оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания (статья 323 ТК РФ);
2) право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета), расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (статья 325 ТК РФ);
3) лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, предоставление за счет средств работодателя следующих гарантий и компенсаций (статья 325 ТК РФ):
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте;
4) работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом (статья 326 ТК РФ).
Работникам, организаций, финансируемых за счет других источников, перечисленные виды гарантий и компенсаций не гарантированы, и могут предоставляться в случае, если это предусмотрено законодательными или нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Работникам коммерческих организаций перечисленные гарантии и компенсации могут быть предоставлены только в случае, если они установлены трудовым договором - коллективным и индивидуальными.
С учетом сказанного, следует отметить, что для реализации норм статей 323, 325 и 326 в новой редакции необходима разработка соответствующих законодательных и нормативных актов региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Также необходим пересмотр условий действующих коллективных договоров - в организациях, которые из бюджетов разных уровней не финансируются.
Существенными следует считать изменения, внесенные в статьи 332 и 336 ТК РФ, которыми устанавливаются особенности заключения трудовых договоров с работниками учреждений высшего профессионального образования. Уточнено, что возрастное ограничение - 65 лет - распространяется только на руководящих работников федеральных государственных высших учебных заведений (ранее ограничение действовало в отношении ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) государственных и муниципальных ВУЗов). Таким образом, в высших учебных учреждениях регионального и муниципального подчинения работники образования могут занимать перечисленные должности, и после достижения ими возраста 65 лет.
Статья 350 ТК РФ дополнена абзацем, предусматривающим возможность предоставления отдельным категориям медицинских работников ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ. Причины данного уточнения неясны - возможно, некоторые должности медицинских работников предполагается исключить из списков вредных и тяжелых профессий и должностей, а продолжительность рабочей смены и дополнительного отпуска регулировать отдельным постановлением Правительства РФ.
Также не вполне понятным представляется внесение изменений в статью 354 ТК РФ. Изменения коснулись двух элементов. Во-первых, исключена норма, в соответствии с которой положение о федеральной инспекции труда должно было утверждаться Правительством РФ. Во-вторых, исключена норма, которая прямо регулировала порядок назначения на должности руководителей государственных инспекций труда. Можно предположить, что данные вопросы будет урегулированы при разработке и утверждении положения о службе или агентстве, входящем в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Для реализации измененных норм ТК РФ необходимы разработка и принятие, как минимум, следующих законодательных или нормативных актов:
на уровне Правительства РФ:
тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. До этого должен быть принят соответствующий федеральный закон;
размер и порядок выплаты работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавки за вахтовый метод работы;
размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ранее эти элементы оплаты труда устанавливались федеральным законом);
размер процентной надбавки за непрерывный стаж работы и порядок ее применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ранее эти элементы оплаты труда устанавливались федеральным законом);
порядок оплаты стоимости проезда лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания;
размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним и финансируемых из федерального бюджета;
размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и финансируемых из федерального бюджета;
продолжительность дополнительного отпуска отдельным категориям медицинских работников;
на уровне субъектов РФ:
тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения;
размер и порядок выплаты работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, надбавки за вахтовый метод работы;
размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, финансируемых за счет средств региональных бюджетов и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (если размер районного коэффициента превышает размер, установленный для данной местности Правительством РФ);
предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями;
размер процентной надбавки за непрерывный стаж работы и порядок ее применения для расчета заработной платы работников организаций, финансируемых за счет средств региональных бюджетов и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (если размер районного коэффициента превышает размер, установленный для данной местности Правительством РФ);
предельный размер повышения процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями;
нормативный документ, устанавливающий гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ;
размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируемых из бюджетов субъектов РФ;
размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и финансируемых из бюджетов субъектов РФ;
на уровне органов местного самоуправления:
тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения;
размер и порядок выплаты работникам организаций, финансируемых из местных бюджетов, надбавки за вахтовый метод работы;
размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (если размер районного коэффициента превышает размер, установленный для данной местности Правительством РФ);
размер процентной надбавки за непрерывный стаж работы и порядок ее применения для расчета заработной платы работников организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (если размер районного коэффициента превышает размер, установленный для данной местности Правительством РФ);
нормативный документ, устанавливающий гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов муниципальных образований;
размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируемых из местных бюджетов;
размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и финансируемых из местных бюджетов;
на уровне коммерческих организаций (деятельность которых не финансируется
за счет бюджетных средств):
пересмотр условий коллективных договоров с целью включения в них тарифной системы оплаты труда (в тех организациях, где такая система применяется);
размер и порядок выплаты работникам надбавки за вахтовый метод работы;
пересмотр условий коллективных договоров с целью установления гарантий медицинского обслуживания;
размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не финансируемых за счет бюджетных средств;
размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не финансируемых за счет бюджетных средств.
Статьей 128 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Изменения коснулись порядка применения минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Государством более не гарантируется увеличение тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже МРОТ. Исключение этой нормы представляется закономерным, так как ЕТС после 1 января 2005 года будет применяться (в обязательном, законодательно определенном порядке) только в отношении работников, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право субъектов РФ устанавливать более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подтверждено. Одновременно исключено условие, в соответствии с которым данная мера могла практиковаться региональными органами государственной власти только до введения размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ (не ниже уровня прожиточного минимума).
Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте РФ более не подлежат согласованию с Правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а сама компенсация дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте РФ более не предусматривается. То есть, в принципе, может создаться ситуация, когда на территории какого-либо субъекта РФ МРОТ будет выше, чем применяемый для расчета оплаты труда федеральных служащих. При этом работники, финансируемые за счет федерального бюджета будут получать заработную плату меньшую, нежели работники, финансируемые за счет регионального бюджета. Разница в уровне оплаты труда в подобной ситуации за счет средств федерального бюджета более возмещаться не будет.
Статьей 29 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-1 "О минимальном размере оплаты труда".
Статья 3, в которую внесены изменения, гарантировала (на уровне федерального закона) студентам и учащихся государственных, муниципальных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, обучающимся по очной форме и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, получение стипендии в размере 140 рублей. Теперь право на получении стипендии в этом размере (и получение стипендии вообще) гарантировано только студентам и учащимся указанных учреждений в случае, если получение образования финансируется за счет средств федерального бюджета. Размеры и порядок назначения стипендий студентам и учащимся учреждений, финансируемых за счет средств региональных бюджетов, теперь будут регулироваться законами соответствующих субъектов РФ.
Отдельными пунктами статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признаны утратившими силу отдельные федеральные законы, которыми ранее устанавливался размер МРОТ и порядок его применения.
Пунктом 5 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу Закон РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Фактически большая часть норм закона не исполнялась, однако официально они отменены не были.
В связи с признанием утратившим силу Закона N 1799-1, отменены обязательства государства по индексации:
оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятия), кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
государственных пенсий, стипендий, социальных пособий (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие), кроме единовременных. На практике соблюдается только правило регулярной индексации пенсий, однако соответствующая норма закреплена в актах пенсионного законодательства;
вкладов граждан в Сберегательном банке России. Данная норма фактически прекратила действие с акционированием Сбербанка РФ - с июля 1992 года;
государственных займов РСФСР и иных государственных ценных бумаг РСФСР, взносов в организации государственного страхования РСФСР.
Кроме того, Законом N 1799-1 гарантировалась индексация сумм, взыскиваемых за повреждение здоровья, смерть гражданина и иной нанесенный ему ущерб, наравне с государственными пенсиями за счет предприятий или граждан, причинивших вред.
С признанием утратившими силу статьей 3 и 4 Закона N 1799-1 не является обязательным применение таких категорий, как индекс потребительских цен и порог индексации.
Напомним, что статьей 5 Закона N 1799-1 был определен следующий порядок определения размеров повышения доходов граждан:
первая часть доходов, равная полуторной величине МРОТ повышалась на индекс потребительских цен;
вторая последующая часть дохода, равная полуторной величине МРОТ - на 50 процентов индекса потребительских цен.
Повышенный в связи с индексацией денежный доход должен был определяться путем умножения первой и второй частей дохода, подлежащего индексации, соответственно на полный индекс или на 50 процентов индекса потребительских цен.
Сбережения граждан в Сбербанке РСФСР должны были индексироваться путем изменения процентных ставок.
Пунктом 6 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу Закон РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-1 "О повышении минимального размера оплаты труда".
К моменту отмены реально работала (не была признана утратившей силу) только одна статья - вторая, в соответствии с которой размер стипендии аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, успевающим студентам очных высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений должен был определяться исходя из минимального размера оплаты труда. Таким образом, в будущем размер стипендии перечисленным категориям обучающихся не будет зависеть от величины МРОТ.
Пунктом 10 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3891-1 "О минимальном размере оплаты труда".
Статья 2 Закона обязывала производить пересчет МРОТ с 1 апреля 1993 года один раз в три месяца с учетом изменения цен за истекший квартал. Фактически эта норма исполнялась только в 1993 году.
Пунктом 92 статьи 156 Федерального закона N 122-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
Статьей 1 Закона устанавливался размер тарифной ставки ЕТС с 1.01.01, с 1.12.01 и с 1.10.03. Так как с 1.01.05 предполагается установление новой ставки ЕТС (720 руб.), причем только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, то нормы статьи 1 Закона фактически не действуют.
Одновременно признан утратившим силу Федеральный закон от 1 октября 2003 года N 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", которым была установлена ставка ЕТС с 1.10.03.
Статья 2 Закона устанавливала соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов ЕТС (не менее 1 к 4,5). Такое же соотношение предполагается сохранить и в будущем. Но оно будет относиться только к ЕТС, применяемой в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Статьей 94 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Изменения следует считать весьма принципиальными, так как они существенно сужают сферу действия такого показателя, как прожиточный минимум.
Из изменений, внесенных в статью 2 Закона следует, что размер прожиточного минимума более не будет учитываться при определении минимального размера пенсии по старости, а при определении размеров стипендий, пособий и иных социальных выплат величина прожиточного минимума будет учитываться, если эти выплаты определяются на федеральном уровне. Другими словами, к размеру прожиточного минимума более не будут привязываться ни пенсии по старости, ни социальные выплаты, финансируемые за счет средств региональных и местных бюджетов.
В пункт 4 статьи 3 Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, законодательные органы субъектов РФ теперь будут устанавливать потребительскую корзину самостоятельно - без представления органами исполнительной власти. При этом экспертиза более проводиться не будет.
Величина прожиточного минимума в субъектах РФ в соответствии с изменениями, внесенными в статью 4, будет определяться законами субъектов РФ, а не органами исполнительной власти субъектов РФ (постановлением или иным подзаконным нормативным актом).
Признана утратившей силу статья 5 Закона, из чего следует, что:
величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, более не будет являться основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
государством не гарантируется повышение минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости до величины прожиточного минимума. Вместе с тем, следует отметить, что статьями 133 и 421 ТК РФ поэтапная ликвидация разрыва между МРОТ и прожиточным минимумом все-таки будет сокращаться. Однако в соответствии с трудовым законодательством МРОТ теперь будет применяться в весьма ограниченных объемах - для регулирования некоторых элементов оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Также исключена норма, в соответствии с которой соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год должно было устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Из текста новой редакции пункта 2 статьи 6 Закона следует, что условия и порядок предоставления мер социальной поддержки малоимущим семьям и гражданам в будущем будет регулироваться только законодательством субъектов РФ (а не федеральным законодательством). Соответственно, за счет средств федерального бюджета указанные меры более финансироваться не будут.
Для реализации Закона в уточненной редакции разработки новых законодательных или нормативных актов не потребуется, но некоторые из ранее принятых должны быть отменены.
Статьей 113 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы".
Фактически текст закона переписан заново, изменены и его концепция, и содержание и сфера действия.
Следует сразу отметить, что принципиально изменено даже название закона - теперь он называется "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений", из чего следует, что под действие норм Закона не подпадают учреждения, финансируемые за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов.
Изменения, внесенные в статью 1, закрепляют новую концепцию Закона - тарифная ставка первого разряда ЕТС будет устанавливаться и впредь, но только для работников федеральных государственных учреждений, а не всех организаций бюджетной сферы, как это было ранее. Указанная ставка будет устанавливаться не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ.
Несколько изменен и порядок утверждения тарифных коэффициентов, на основании которых определяются тарифные ставки второго и последующего разрядов ЕТС (статья 3 Закона). Эти коэффициенты по-прежнему будут утверждаться Правительством РФ, но согласование с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей (как и с какими-либо другими объединениями) более не требуется.
В новой редакции изложена статья 4 Закона. Причем новая редакция принципиально отличается от прежней. Ранее этой статьей устанавливалась обязательность выделения из федерального бюджета средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда. То есть, в случае, когда в региональных бюджетах средств на полную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы по установленным ставкам не хватало, федеральный центр выделял субсидии и трансферты для покрытия дефицита бюджетов в данной части. После 1 января 2005 года размеры и порядок оплаты работникам бюджетной сферы на региональном и муниципальном уровнях будут устанавливаться соответствующими органами власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом совокупный размер выплат должен полностью покрываться за счет средств соответствующего бюджета.
В новой редакции статья 4 воспроизводит норму, ранее закрепленную в Федеральном законе от 25 октября 2001 года N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" - соотношение между первым и восемнадцатым разрядами должно быть не менее, чем 1 : 4,5.
Текст Закона дополнен статьей 4.1, которая допускает применение и иных систем оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений. По существу, это исключение позволяет устанавливать различные схемы выплат, например, в зависимости от уровня учреждения. Другими словами, работники, подпадающие под действие Закона о государственной службе, скорее всего, будут получать доходы в размерах, существенно отличающихся от размеров прочих работников федеральных государственных учреждений. Причем, разница будет обеспечиваться не за счет разницы в окладах или тарифных ставках, а за счет введения дополнительных компенсационных и поощрительных выплат.
Для реализации Закона с учетом внесенных изменений и дополнений, Правительством РФ должны быть определены:
тарифная ставка первого разряда ЕТС. Даже если новый размер будет установлен федеральным законом или сохранен на прежнем уровне; для буквального соблюдения требований Закона необходимо утверждение соответствующего постановления Правительства РФ;
тарифные ставки и коэффициенты второго и последующих разрядов ЕТС;
иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки, если она будет применяться в отношении каких-либо групп федеральных служащих.
В.Р. Захарьин
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru