"1С:предприятие 8.0" в агрохолдингах Центрального
Черноземья
Группа компаний "Черноземье Агро" (г. Воронеж), созданная в 2001 г., является динамично развивающейся структурой аграрной отрасли Центрального Черноземья. В состав группы компаний входят несколько предприятий агробизнеса, которые занимаются производством сельхозпродукции, поставкой, ремонтом и обслуживанием импортной сельскохозяйственной техники. При производстве сельскохозяйственной продукции руководство группы компаний особое внимание уделяет эффективному использованию высокопроизводительной импортной техники.
Увеличение объемов посевных площадей и производимой продукции, расширение направлений деятельности, изменение состава структурных подразделений привели к тому, что у данного предприятия возникла необходимость в создании новой системы управления и адекватной ей информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию бизнес-процессов.
Работы по созданию и внедрению автоматизированной системы были поручены компании "Черноземье ИНТЕКО". В результате обследования, проведенного аналитиками компании, было получено формализованное представление о работе предприятий холдинга и определены основные бизнес-процессы. Далее были разработаны модели деятельности и информационных потоков. Затем были разработаны и утверждены регламент документооборота и техническое задание на автоматизацию управления. В качестве инструмента автоматизации была выбрана автоматизированная система "Управление агробизнесом", созданная компанией "Черноземье ИНТЕКО" на новой технологической платформе "1С:Предприятие 8.0".
В результате автоматизации специалисты предприятий в процессе бизнес-планирования сельскохозяйственного производства получили возможность в автоматизированном режиме формировать технологические карты полей, структуру посевных площадей, а также планировать заработную плату сотрудников и потребность в материально-технических и финансовых ресурсах. Кроме того, появилась возможность определять структуру затрат в разрезе культур, рассчитывать коэффициент обеспеченности сельхозтехникой и оборудованием, определять потребность в услугах сторонних организаций.
Для учета выполненных работ в каждом подразделении ежедневно формируется первичный документ "Ежедневный отчет о выполненных работах", который затем поступает в оперативный отдел предприятия. На основании данных этих документов руководство предприятия ежедневно с помощью аналитических отчетов получает оперативную информацию о работах предыдущего дня, а также за любой прошедший период:
по предприятию в целом и каждому подразделению;
по сельскохозяйственной культуре;
по виду работ на всех полях и различным работам на каждом поле;
по объемам работ каждого механизатора;
по объемам работ, выполненных на каждой единице техники;
по заправкам топлива и масла на каждой единице техники;
по работам, выполненным сторонними организациями в разрезе агрегатов;
по объемам работ, выполненных с применением импортной сельскохозяйственной техники со сложной комплектацией навесного и прицепного оборудования.
При выполнении на разных полях одного и того же вида работ с использованием одного и того же вида техники отклонение расхода топлива от норм выработки может достигать 30%, поэтому расчет и учет расхода топлива в зависимости от объемов выполненных работ реализованы в нескольких вариантах. Один из них основан на нормах выработки и расхода топлива по группам норм, включенным в информационную базу, второй - на актах хронометража работ, выполненных на конкретном поле.
Данная особенность позволяет учесть влияние погодных условий каждого года при разных циклах работ (сев, уход за посевами и уборка), специфику состава почв на полях каждого подразделения и местных условий выполнения работ. В результате нормы расхода топлива для каждого подразделения не только дифференцированы, но и максимально точно рассчитаны.
В системе реализован контроль объемов выполненных работ по сетке полей. Предусмотрен расчет фактической скорости движения агрегатов. Обеспечен контроль фактического расхода материально-технических ресурсов в разрезе механизаторов, агрегатов и полей. Ведется учет простоев и ремонтов в поле, а также учет объемов ремонтных работ и расхода запасных частей в разрезе единиц техники.
Предусмотрена возможность сравнения фактических данных о выполненных работах с данными оперативных планов по видам работ и проведения ежедневного план-фактного анализа динамики выполнения сельскохозяйственных работ по полям, культурам и видам работ. Данный анализ позволяет руководству предприятия динамично отслеживать и контролировать ход работ, оперативно вносить необходимые коррективы.
Автоматизированная система обеспечивает оперативный контроль за ресурсами предприятия. Например, в ней предусмотрена возможность двустороннего контроля отпуска и получения горюче-смазочных материалов (ГСМ). Оперативный учет ГСМ ведется, с одной стороны, на основании данных отчетов заправщиков (складов ГСМ), а с другой - на основании ежедневных отчетов механизаторов о заправках. Это позволяет ежедневно (или за любой период) формировать сличительную ведомость движения ГСМ, в которой представлены данные о потерях, если они имели место, и об источниках потерь. Таким образом, данная ведомость является основой для анализа движения ГСМ и далее для принятия административных и управленческих решений.
Формирование широкого спектра показателей для анализа затрат по полю и по культуре, затрат на использование сельскохозяйственной техники реализовано в подсистеме "Консоль руководителя".
Следует отметить, что автоматизированная система "Управление агробизнесом" содержит развитую нормативно-справочную базу, включающую свыше 120 справочников, которые обеспечивают пользователю удобный ввод данных в первичные документы.
Для формирования широкого спектра отчетов в системе предусмотрен "Генератор формируемых отчетов". Чтобы получить отчет с помощью данного генератора, пользователь должен только выполнить отбор необходимых показателей, определить порядок их представления в отчете и указать варианты подведения итогов.
В системе реализовано формирование регламентированной отчетности.
В результате внедрения автоматизированной системы "Управление агробизнесом" в группе компаний "Черноземье Агро" был систематизирован документооборот, руководство получило возможность принимать решения на основе оперативной и прозрачной информации. Использование достоверных данных позволило предприятию применять обоснованные системы оплаты труда, нормы выработки и расхода ГСМ при производстве сельскохозяйственных работ. Значительно повысилась эффективность учета работ, что особо важно при внедрении технологии точного земледелия. Кроме того, применение системы способствовало получению уже в первые месяцы ее эксплуатации экономического эффекта в объеме месячного потребления ГСМ одним подразделением.
Внедрение системы "Управление агробизнесом" в агрохолдинге "Апротек" позволило формировать данные для стратегического прогноза и оценки состояния управления предприятием, для контроля динамики активов предприятия, для выполнения планов и заданий по снабжению материально-техническими ресурсами, производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время система "Управление агробизнесом" внедряется в агропромышленном холдинге "АгроАльянс" (г. Курск). Данное предприятие включает четыре хозяйства, расположенные в Суджанском районе Курской области и специализируется на производстве продукции растениеводства и животноводства, имеет в своем составе мельничное производство, рыбное и лесное хозяйство.
Ю. Гулянский,
1С:Франчайзи "Черноземье ИНТЕКО"
Контактный телефон (0732) 20-40-24
"Финансовая газета", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71