Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Р.И. Кировой требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Гражданка Р.И. Кирова - вдова погибшего в 1992 году военнослужащего обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит проверить конституционность положений Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" на том основании, что ежегодная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 4 статьи 16 этого Закона и выплачиваемая военнослужащим (в том числе на членов их семьи) при уходе в отпуск только в период прохождения ими военной службы или пребывания в отставке, не предоставляется вдовам погибших военнослужащих и их несовершеннолетним детям, чем, по мнению заявительницы, нарушается принцип равенства всех перед законом, закрепленный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Р.И. Кирову о несоответствии ее жалобы требованиям названного Закона. Однако в повторной жалобе заявительница требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ею вопросу.
2. По своему назначению норма пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обусловлена особым характером военной службы, которая предопределяет и особый статус военнослужащего, который в соответствии с пунктом 2 статьи 2 того же Закона приобретается с началом военной службы и утрачивается с ее окончанием.
К числу прав, входящих в статус военнослужащего, относится и право на получение ежегодной денежной компенсации, которое гарантируется государством в целях обеспечения военнослужащим повышенной защиты конституционного права на охрану здоровья, закрепленного в статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей государство обеспечивает комплекс мер социальной защиты (льготы, гарантии, компенсации и иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру военной службы и ее роли в обществе). Данное положение согласуется с положениями статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Следовательно, норма пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", адресованная военнослужащим, проходящим военную службу или пребывающим в отставке, в силу своей правовой природы не может рассматриваться как нарушающая права каких-либо других категорий граждан.
Что касается мер социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставление которой гарантируется государством, то они перечислены в статье 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая, однако, не предусматривает (в том числе в пункте 6) положения о получении ежегодной денежной компенсации вдовами и несовершеннолетними детьми погибшего военнослужащего.
Решение данного вопроса, как связанного, по сути, с необходимостью внесения соответствующих изменений в статью 24 не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а относится к компетенции законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кировой Раисы Ивановны как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Заместитель Председателя |
Т.Г. Морщакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 1999 г. N 101-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кировой Раисы Ивановны на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 16 и пунктом 6 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был