Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.Н. Половцева, установил:
1. Статьями 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 1999 года "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" (с последующими изменениями и дополнениями) установлены ставки налога на 2000 год и 2001 год на находящиеся в собственности граждан строения, помещения и сооружения (статья 7) и на водно-воздушные транспортные средства (статья 8).
Гражданин И.Н. Половцев, выполнивший требование налоговых органов об уплате за 2000 год налога на принадлежащее ему строение, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность названных норм. По мнению заявителя, возложение на него обязанности по уплате налога, отнесенного к местным налогам, но введенного не актом органа местного самоуправления, а законом субъекта Российской Федерации (Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), нарушает его право платить законно установленные налоги и сборы и право на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит статьям 12, 57, 130 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель просит признать Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку введения его в действие.
2. Вопросы природы публичной власти, включающей как государственную власть, так и местное самоуправление, и критериев разграничения территориальной сферы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" указано, что Конституция Российской Федерации не содержит ни исчерпывающего перечня органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, ни ограничения этого перечня лишь высшими органами государственной власти. При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что органы государственной власти в субъектах Российской Федерации могут создаваться только в тех административно-территориальных единицах, которые как таковые предусмотрены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации; определение же уровня, на котором создаются муниципальные образования, как не относящееся к установлению общих принципов организации местного самоуправления и, следовательно, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации), может быть различным и зависит от особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция конкретизирована Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 18 апреля 2000 года по жалобе гражданина Ю.П. Седых-Бондаренко и коллективной жалобе граждан Ю.П. Седых-Бондаренко, Л.И. Иванова и других на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу предоставлена возможность при организации местного самоуправления не создавать выборные органы на городском уровне (пункт 2 статьи 14). Поскольку эта норма не носит императивного характера, задача организации местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге - в соответствии с уставами и законами данных субъектов Российской Федерации - может быть решена различным образом, однако при этом в силу Конституции Российской Федерации и требований названного Федерального закона их население не должно лишаться права на осуществление местного самоуправления, которое подлежит защите в судах общей юрисдикции.
Следовательно, конституционное право жителей городов федерального значения на осуществление местного самоуправления при отсутствии выборных городских органов местного самоуправления может быть реализовано на внутригородских территориях в установленных Конституцией Российской Федерации формах, в том числе через выборные и иные органы местного самоуправления, обеспечивающие самостоятельное решение населением этих внутригородских территорий вопросов местного значения. Что же касается населения городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, то оно не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
3. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции Российской Федерации). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отмечается, что принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единства налоговой системы закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт "з"), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл.
Вопрос об определении правового содержания этого понятия применительно к местным налогам в Постановлении от 21 марта 1997 года не рассматривался. Однако изложенная в нем правовая позиция, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 1998 года по запросам Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных. В частности, положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления.
Юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов определяют в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации и сохраняющие свою силу положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 21 названного Закона налог на имущество физических лиц устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки данного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Законом же Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года), предусмотрено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в установленных данным Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям (статья 3).
Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что установление местных налогов и сборов, а следовательно, и налога на имущество физических лиц, также относится к предметам ведения местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 6), местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно (статья 39). Однако в силу Федерального закона от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что федеральный законодатель передал в ведение городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга установление местных налогов и сборов, включая определение их ставок.
Статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации (пункт 4). Однако в соответствии со статьей 32-1 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 года) статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Согласно статье 64 Устава Санкт-Петербурга предметы ведения находящихся на территории Санкт-Петербурга муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, в том числе местные налоги, определяются законами Санкт-Петербурга. Законом же Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 года "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 4 декабря 2000 года) к предметам ведения муниципальных образований отнесены введение и отмена местных налогов и сборов, а также определение конкретных ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.
Решение вопроса об устранении противоречий между оспариваемым положением статьи 7 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" в части установления ставок налога на имущество физических лиц - строения, помещения и сооружения (статья 7) и Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", а также Законом Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", если они будут установлены, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Заявитель же вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о признании этой нормы недействующей и не подлежащей применению и защитить свои права налогоплательщика, оспорив в судебном порядке действия налоговых органов.
Что касается статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", то она в деле заявителя не применялась, а потому его жалоба в этой части в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.
4. Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 декабря 1999 года, подписан губернатором Санкт-Петербурга 30 декабря 1999 года и официально опубликован 31 января 2000 года в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", однако согласно статье 10 названного Закона он вводился в действие с 1 января 2000 года. Эта статья по протесту прокурора Санкт-Петербурга Законодательным Собранием Санкт-Петербурга была исключена (Закон Санкт-Петербурга от 10 октября 2000 года).
Вопрос о порядке введения в действие актов органов государственной власти о налогах и сборах уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" Конституционный Суд Российской Федерации применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах констатировал, что, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение, как отмечено в Постановлении, требует от соответствующих органов определения разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Такой срок определяется пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года), согласно которому, в частности, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральным законом от 30 марта 1999 года действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 1 января 2000 года.
Нарушение установленного порядка введения в действие закона о налогах и сборах противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 57. Однако, оценивая Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" с точки зрения порядка введения его в действие, необходимо учитывать, что согласно Законам Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 21) и "О налогах на имущество физических лиц" (пункт 1 статьи 1) налог на имущество физических лиц уплачивается всеми физическими лицами - собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения, и взимается на всей территории Российской Федерации; на органы же государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность установить его ставки. Из этого, в том числе, следует, что Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" не мог быть введен в действие по крайней мере до истечения одного месяца со дня его официального опубликования.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Половцева Игоря Николаевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации и поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 133-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Половцева Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав статьями 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах"
Текст Определения официально опубликован не был