Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки В.Ф. Левановой требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Гражданка В.Ф. Леванова направила в Конституционный Суд Российской Федерации ряд жалоб, в которых просит проверить конституционность:
положения, содержащегося в абзаце третьем пункта "а" статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 21 июля 1997 года) и части четвертой статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", согласно которому отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии;
положения части второй статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", согласно которому индивидуальный коэффициент пенсионера, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7;
положения статьи 129 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего предварительное внесудебное разрешение споров по вопросам назначения и выплаты пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии вышестоящим органом социальной защиты населения;
отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а именно: пункта 2 части второй статьи 129, согласно которому судья отказывает в принятии заявления, если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела; пункта 1 части первой статьи 221, согласно которому суд или судья оставляет заявление без рассмотрения, если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возможность применения этого порядка не утрачена; части первой статьи 143, согласно которой при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, производство по делу при его подготовке к судебному разбирательству может быть прекращено либо заявление может быть оставлено без рассмотрения;
положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 680 и пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2000 года N 1272 Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера, устанавливающих, что при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8 с 1 мая 2000 года и 0,95 с 1 августа 2000 года.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации уведомлял гражданку В.Ф. Леванову о том, что в соответствии с требованиями названного Закона ее жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявительница настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным в ней вопросам.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы (порядок) исчисления государственных пенсий, исходя в том числе из имеющихся у государства на данном этапе его развития финансовых средств.
Один из таких механизмов предусмотрен Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", принятие которого было обусловлено прежде всего необходимостью повышения уровня государственного пенсионного обеспечения (размера трудовых пенсий) неработающих пенсионеров в ходе поэтапно реализуемой пенсионной реформы. По смыслу части четвертой его статьи 1, размер государственных пенсий пенсионеров, не выполняющих оплачиваемую работу, может быть исчислен и увеличен путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, при определении которого предельная величина отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должна превышать 1,2, причем если на момент вступления названного Федерального закона в силу эта величина была ограничена размером 0,7 (часть вторая статьи 4), то впоследствии она была увеличена: вначале до 0,8, затем - до 0,95, а с 1 мая 2001 года до 1,2 (Указы Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 680, от 10 июля 2000 года N 1272 и от 17 апреля 2001 года N 437 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера").
Проверка норм, содержащихся в части четвертой статьи 1 и части второй статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", и иных подобных норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, принятого в области государственного пенсионного обеспечения, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Согласно статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования пенсионных отношений вводить особые правила, касающиеся исчисления размеров государственных пенсий, однако такие правила должны быть объективно оправданными, обоснованными, соответствующими конституционно значимым целям и требованиям. Законодатель Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установил, по существу, альтернативный вариант реализации гражданами конституционного права на государственную пенсию, не исключающий общего правового регулирования, оставив право выбора - исчислять пенсию по нормам указанного Федерального закона или Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - за самими пенсионерами, что не может рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Принятие гражданами соответствующих решений осуществляется с учетом того, что при перерасчете пенсии с применением индивидуального коэффициента в отдельных случаях возможно уменьшение ее размера, а также того, что к пенсии, исчисленной согласно Федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", не выплачивается компенсационная выплата, установленная законодательством Российской Федерации (часть седьмая статьи 1).
Таким образом, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданки В.Ф.Левановой в этой части не является допустимой.
4. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Приложенные к жалобе В.Ф. Левановой документы не подтверждают, что оспариваемые ею положения статей 129, 143 и 221 ГПК РСФСР были применены или подлежали применению в ее деле.
Кроме того, статья 129 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с названными нормами ГПК РСФСР, предусматривая необходимость соблюдения предварительного досудебного порядка разрешения споров по пенсионным вопросам, не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту и поэтому не может оцениваться как противоречащая статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Следовательно, жалоба заявительницы и в этой части не может быть признана допустимой в силу статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
5. Оспариваемые В.Ф. Левановой Указы Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 680 и от 10 июля 2000 года N 1272 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" относятся к подзаконным нормативным актам и, следовательно, согласно пункту 3 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не могут проверяться Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации в связи с жалобами граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Левановой Валентины Федоровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
Т.Г. Морщакова |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2001 г. N 198-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Левановой Валентины Федоровны на нарушение ее конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", ГПК РСФСР, а также Указов Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 680 и от 10 июля 2000 года N 1272 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера"
Текст Определения официально опубликован не был