Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Ю.П. Седых-Бондаренко, установил:
1. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 июля 2001 года гражданину Ю.П. Седых-Бондаренко было отказано в удовлетворении требования о назначении даты муниципальных выборов в Москве (во всех районах и в целом по городу). Ссылаясь на положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд указал, что общегородские органы местного самоуправления в городах федерального значения могут не создаваться, а местное самоуправление может осуществляться на внутригородских территориях, каковыми в Москве являются внутригородские районы, которые, будучи муниципальными образованиями, имеют, в частности, представительные органы - районные Собрания, избираемые жителями района на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ю.П. Седых-Бондаренко оспаривает ряд положений Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающих установление особенностей местного самоуправления в городах федерального значения:
абзац второй пункта 3 статьи 6, согласно которому в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Российской Федерации;
абзац четвертый пункта 1 статьи 12, согласно которому на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; население входящих в их состав городских поселений не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления;
абзац второй пункта 3 статьи 12, согласно которому в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляется законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий;
предложение второе пункта 2 статьи 14, согласно которому в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами данных субъектов Российской Федерации могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Заявитель утверждает, что названные положения противоречат статьям 3 (часть 2), 12, 130 и 133 Конституции Российской Федерации, так как допускают снижение конституционных гарантий местного самоуправления в городах федерального значения, отступают от принципа равенства всех субъектов Российской Федерации (статья 5 Конституции Российской Федерации), ставя города федерального значения в особые условия с точки зрения организации в них местного самоуправления и нарушая единство правового пространства, а также нарушают равноправие граждан (статья 19 Конституции Российской Федерации) и создают условия для ограничения избирательных прав граждан (статья 32, часть 2; статья 130, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Кроме того, по тем же основаниям Ю.П. Седых-Бондаренко оспаривает конституционность положения пункта 18 статьи 4 того же Федерального закона, согласно которому к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения. Однако данное положение, как следует из судебного решения, приложенного к жалобе, в деле заявителя не применялось, и отсутствует подтверждение того, что оно подлежит применению. Следовательно, в этой части жалоба Ю.П. Седых-Бондаренко в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" во всяком случае не подлежит рассмотрению.
2. На всей территории Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в соответствии со статьями 3 (часть 2), 12 и 130-133 Конституции Российской Федерации, закрепляющими основополагающие, обязательные для всех субъектов Российской Федерации принципы организации местного самоуправления, и конкретизирующими их положениями Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изданного на основании статьи 72 (пункт "н" части 2) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. При этом население городского, сельского поселения - независимо от его численности - не может быть лишено права на местное самоуправление, что, однако, не исключает возможности создания муниципальных образований на основе как самостоятельных поселений или их объединений, так и отдельных территориальных частей поселений, в частности внутригородских муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации одновременно определяет территориальные основы осуществления государственной власти - в соответствии с принципом федерализма (статья 5, часть 1) и субъектным составом Российской Федерации (статья 65, часть 1). При этом территория Москвы и Санкт-Петербурга как городских поселений совпадает с территорией городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации. Поэтому особенности их статуса как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, и как субъектов Российской Федерации, где в соответствии с прямым указанием Конституции Российской Федерации осуществляется государственная власть (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1), предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.
Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по предметам ведения, установленным в статьях 71 (пункты "а", "б", "в") и 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, предусмотрел, в частности в абзаце втором пункта 3 статьи 6, абзаце четвертом пункта 1 и абзаце втором пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. Указанные положения носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства. При этом - с учетом содержащихся в том же Федеральном законе общих запретов подчиненности одного муниципального образования другому (абзац третий пункта 3 статьи 6) и лишения права на осуществление местного самоуправления населения городского, сельского поселения независимо от его численности (абзац третий пункта 1 статьи 12) - предполагается, что соответствующие положения уставов и других нормативно-правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации не должны приобретать неконституционный смысл, расходящийся с названными требованиями данного Федерального закона.
Таким образом, сами по себе положения, содержащиеся в абзаце втором пункта 3 статьи 6, абзаце четвертом пункта 1 и абзаце втором пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не могут рассматриваться как непосредственно затрагивающие права заявителя. Если же возникает вопрос, нарушаются ли принятыми на их основе нормами, определяющими конкретные особенности осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, конституционные гарантии местного самоуправления, отвечают ли они критериям формы, цели и меры ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленным статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, то эти нормы могут быть проверены Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации в закрепленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" порядке.
3. Конституционность пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уже оспаривалась в Конституционном Суде Российской Федерации рядом граждан, в том числе гражданином Ю.П. Седых-Бондаренко. Определением от 18 апреля 2000 года Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии соответствующих жалоб к рассмотрению, признав их не отвечающими критерию допустимости, закрепленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не препятствует реализации конституционного права на осуществление местного самоуправления, а конституционное право жителей городов федерального значения избирать и быть избранными в органы местного самоуправления даже при отсутствии выборных городских органов местного самоуправления может быть реализовано на внутригородских территориях.
Данная жалоба гражданина Ю.П. Седых-Бондаренко в части, касающейся проверки конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является попыткой преодолеть сохраняющее свою силу определение, а потому не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ю.П. Седых-Бондаренко, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 241-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ю.П. Седых-Бондаренко на нарушение его конституционных прав положениями статей 4, 6, 12 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был