Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает усиление роли субъектов Российской Федерации в правовом регулировании организации местного самоуправления, так как данные вопросы в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Изменения направлены на совершенствование территориальных основ местного самоуправления, оптимизацию разграничения вопросов местного значения между поселениями и муниципальными районами. Законопроект вносит ряд изменений, конкретизирующих отдельные нормы, устраняющие их противоречивость.
Вносится дополнение в абзац третий статьи 2, согласно которому к городским поселениям относятся не все поселки, а только поселки городского типа.
Предлагается статью 11 дополнить положением, устанавливающим, что города и сельские населенные пункты, которые в силу исторических традиций являются административными центрами районов, могут не наделяться статусом городского, сельского поселения, а их территории входят в состав территории муниципального района. Следовательно, в этих населенных пунктах органы местного самоуправления не формируются, а их функции будут выполнять органы местного самоуправления муниципального района. Целесообразность этого предложения подтверждается практикой, так как исключается наличие в одном населенном пункте "двойных органов" местного самоуправления, устраняется дублирование исполнения полномочий, сокращаются численность муниципальных служащих и финансовые расходы.
Ряд изменений вносится в статьи 14 и 15. Так, предлагается вопросы организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения оставить в полномочиях городских, сельских поселений с численностью населения свыше 10 тысяч человек, а к полномочиям муниципальных районов отнести вышеназванные вопросы для поселений с численностью населения менее 10 тысяч человек.
Это обусловлено тем, что в малочисленных поселениях, как правило, отдаленных от административных центров районов, слабая материально-техническая, ремонтная база, низкий профессиональный уровень работников, нет сложившихся связей и опыта в ремонте оборудования, материально-техническом обеспечении.
Предлагается планирование застройки территорий поселений, организацию градостроительства закрепить как вопрос местного значения за поселениями с численностью населения свыше 10 тысяч человек, а вышеназванные вопросы в малочисленных поселениях отнести к вопросам местного значения муниципальных районов. Данное предложение продиктовано реальной практикой организации градостроительного дела и стремлением не получить отрицательный эффект от предлагаемого в законе нововведения.
В статьи 14, 15, 16 вносятся дополнительные вопросы местного значения в части организации работы среди детей, подростков, молодежи, а также проведения единой культурной политики, организации физической культуры и спорта в муниципальном районе. Представляется ошибочным, что в принятом федеральном законе вопросы организации работы с детьми, подростками, молодежью исключены из предметов ведения органов местного самоуправления.
В статью 21 вносится дополнение о конкретном участии государственных органов в контроле за выполнением отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, в том числе и через кадровую политику.
Вносятся изменения в статью 25, касающиеся снижения планки принявших участие в голосовании до 25 процентов, чтобы считать голосование по изменению границ при преобразовании муниципальных образований состоявшимся, а также в статью 27 о том, чтобы собрание граждан считать правомочным, если в нем приняло участие не менее 25 процентов жителей, достигших шестнадцатилетнего возраста. Данные изменения направлены на возможность практической реализации форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления.
Вносимый законопроект совершенствует правовое регулирование организации контрольного органа муниципального образования, уточняет его формирование. Предлагается также статью 38, регламентирующую деятельность контрольного органа, считать вступившей в силу со времени вступления в силу федерального закона.
В целях развития форм самоорганизации и непосредственного самоуправления предлагается в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 300 человек представительные органы не формировать, поручив осуществлять их функции сходам граждан.
Исходя из требований научной точности терминологии, в тексте закона вместо словосочетаний "структура органов местного самоуправления" предлагается употреблять понятийную категорию "система органов местного самоуправления", что более точно отражает сущность системного характера построения органов местного самоуправления и соответствует терминологии пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
В целом принятие настоящего законопроекта в качестве федерального закона будет способствовать эффективному реформированию местного самоуправления, совершенствованию практической деятельности института местного самоуправления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель Законодательной Думы |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.