Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ежегодно на российских дорогах гибнут и получают ранения десятки тысяч людей. По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации в 2003 году совершено 204,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий, погибло 35,6 тыс. человек, ранено 243,9 тыс. человек. В текущем году эти показатели не уменьшаются.
Одна из основных причин высокого уровня аварийности - грубые нарушения Правил дорожного движения. Отчасти этому способствуют символические размеры административных штрафов. Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) размер штрафов за нарушения Правил дорожного движения не является сдерживающим фактором для ряда участников движения.
С целью снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры дорожного движения законопроектом предлагается внести ряд изменений в Кодекс:
1) увеличить размер административных штрафов за нарушение следующих правил:
за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1);
за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а также за установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (12.2);
за проезд на запрещающий сигнал светофора (статья 12.12);
за непредставление преимущества в движении пешеходам (статья 12.18);
2) ввести административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством за следующие нарушения:
за невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (статья 12.25);
за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26).
Ввиду исключения из Уголовного кодекса Российской Федерации статьи 265 (оставление места дорожно-транспортного происшествия) предлагается увеличить размер административного штрафа и ввести наказание в виде лишения права управления транспортным средством за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия (статья 12.27).
Для повышения ответственности должностных лиц законопроектом предлагается увеличить размер административных штрафов за нарушение следующих статей Кодекса:
за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (12.35);
за воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (12.36).
Увеличение размера штрафа влечет необходимость изменения пунктов 5 и 6 части 2 статьи 23.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, установленных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, предусматривается передать от сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющих специальное звание, - начальнику государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителю, командиру полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителю.
Введение ответственности в виде лишения права управления транспортным средством за нарушение статьи 12.26, части 2 статьи 12.27, а также введение наказания в виде административного ареста за нарушения статьи 12.24, части 2 статьи 12.25, предусматривает передачу полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях от органов внутренних дел (милиции) - судьям (статьи 23.1, 23.3).
Принятие законопроекта будет способствовать соблюдению Правил дорожного движения и, как следствие, повышению безопасности дорожного движения.
Кроме того, действующая в настоящее время редакция Кодекса не содержит ответственности за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения. Между тем такого рода правонарушения имеют широкое распространение на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение. Отношения, связанные с перевозкой транспортом общего пользования регулируются гражданским законодательством Российской Федерации (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гражданское и гражданско-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации). Таким образом, безбилетный проезд в общественном транспорте необходимо отнести к административным правонарушениям, имеющим федеральное значение и установить ответственность статьей 11.18 Кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.