Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается изменить действующий порядок формирования Государственной Думы и установить, что все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" имеют право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается.
В федеральный список кандидатов включается не более 450 кандидатов, которыми могут быть не только члены политической партии, выдвинувшей этот список, но и иные лица. Число таких лиц не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в указанный список. Порядок реализации гражданами Российской Федерации, не являющимися членами политических партий, пассивного избирательного права закреплен статьей 37 законопроекта.
Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из трех кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом каждая региональная группа должна соответствовать субъекту Российской Федерации или части его территории либо группе субъектов Российской Федерации. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой всю территорию Российской Федерации. Требования, касающиеся региональной части указанного списка, предусматриваются статьей 36 законопроекта.
Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется на основании подписей избирателей либо избирательного залога. В отличие от действующего порядка избирательный залог, внесенный после представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписных листов, возвращается политической партии, равно как и подписные листы, представленные после внесения избирательного залога. Политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих проводимым выборах депутатов Государственной Думы, освобождаются от сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога. Процедура сбора подписей, проверки подписных листов, регистрации федеральных списков кандидатов, а также требования, касающиеся избирательного залога, определены статьями 40-44 и 65 законопроекта.
Порядок информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими партиями предвыборной агитации, не претерпел существенных изменений по сравнению с порядком, установленным Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим вопросам посвящена глава 8 законопроекта.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии составляет 260 млн. рублей. Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий при условии, что в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту Российской Федерации, в котором зарегистрировано региональное отделение этой политической партии. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.
По результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законопроектом также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися.
В законопроекте предложена новая методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов. За основу берется доля числа голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на территории, которой соответствует каждая региональная группа кандидатов, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов, которые располагаются в порядке убывания доли числа голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов на соответствующей территории. Указанный подход позволит избежать ситуации, когда большинство депутатских мандатов получают одна или несколько региональных групп кандидатов.
Законопроект подготовлен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом рекомендаций парламентских слушаний "Практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства", состоявшихся в Государственной Думе 19 октября 2004 г.
Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Принятие нового федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы повлечет за собой внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы определяется федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с названными федеральными законами средства на подготовку и проведение указанных выборов (в том числе повторных и дополнительных) предусматриваются в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В 2003 году расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы составили 2,8 млрд.рублей, из них около 80 процентов составили расходы, связанные с обеспечением полномочий участковых избирательных комиссий, и 7 процентов (198,9 млн. рублей) - расходы, связанные с обеспечением полномочий окружных избирательных комиссий.
При избрании 450 депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу на очередных выборах в 2007 году экономия бюджетных средств (с учетом индексации расходов исходя из уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономразвития России до 2007 года) составит 300 млн. рублей.
Кроме того, в случае принятия нового федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы после 2007 года дополнительные и повторные выборы депутатов по одномандатным избирательным округам проводиться не будут. В период с 1996 по 2003 год указанных выборов проводилось от 5 до 17 в год и на их проведение в одномандатном избирательном округе расходовалось от 5 до 20 млн. рублей. Таким образом, при новом порядке формирования Государственной Думы ежегодная экономия бюджетных средств может составить до 450 млн. рублей.
Проект федерального закона не содержит норм, которые повлекли бы увеличение расходования средств федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы по сравнению с расходами, предусмотренными на эти цели действующими законодательными актами Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".
2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации".
3. Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, утвержденное Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
12. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
13. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
14. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.