Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменений и дополнения в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменений и дополнения в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" связана со значительными затруднениями в проведении мобилизационной работы и мероприятий по призыву граждан на военные сборы.
В частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за правонарушения в области воинского учета, который, как и призыв граждан на военные сборы, является всего лишь одной составляющей воинской обязанности. При такой постановке вопроса практически невозможно привлечь к административной ответственности граждан, не являющихся без уважительных причин на военные сборы.
Настоящий Закон предусматривает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по призыву на военные сборы и тренировочные занятия, а также за создание условий, препятствующих гражданам выполнять свои обязанности по призыву на военные сборы и тренировочные занятия.
Помимо этого ограничение размера среднего заработка 1000 рублей в значительной степени снижает уровень благосостояния семей граждан, призванных исполнять свой воинский долг.
Настоящим Законом предусматривается исчисление среднего заработка, предусмотренное трудовым законодательством, что позволит сохранить средний уровень достатка в указанных семьях.
Помимо этого принятие предложенного Закона позволит установить, что гражданам в период прохождения военных сборов выплачивается оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Кроме того, Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом настоящим Законом предусматривается установление коэффициентов и выплаты процентных надбавок в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в указанных районах и местностях, для граждан, призванных из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проходящих военные сборы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, к их окладам по воинским должностям и воинским званиям.
Предложенный проект федерального закона направлен на устранение причин, по которым граждане сознательно уклоняются от явки в военные комиссариаты на мероприятия, связанные с их призывом на военные сборы, что может в значительной степени подорвать обороноспособность страны.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях и изменений и дополнения в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предполагается с 1 января 2005 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнения и изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Проектом федерального закона предусмотрены дополнительные расходы на производство выплат, установленных гражданам в период прохождения военных сборов:
в связи с отменой ограничения среднего заработка (1000 рублей);
в связи с выплатой гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных (далее - отдаленные местности), коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к окладам денежного содержания (далее - коэффициенты и процентные надбавки).
Ежегодно на военные сборы привлекается 150 тыс. граждан, в том числе 50 тыс. граждан - в отдаленных местностях.
1. Расчет дополнительных расходов на выплату среднего заработка
Расчет размера среднего заработка для определения дополнительных расходов на его выплату.
По сведениям Государственного комитета Российской Федерации по статистике начисленная среднемесячная заработная плата по стране на одного работника в январе 2004 года составила 6022 рубля, в отдаленных местностях - 9194 рубля.
Определяем ежемесячный расчетный средний заработок для граждан, привлекаемых к военным сборам (с зачетом нормы, установленной действующим законодательством - 1000 рублей)
6022:150000 х 100000 + 9194:150000 х 50000 = 7079 - 1000 = 6079 руб.
Расчет суммы дополнительных расходов (в год) на выплату среднего заработка
Период проведения военных сборов (сутки) |
Количество призванных на сборы граждан (чел.) |
размер среднего заработка за период военных сборов (в руб.) |
Сумма среднего заработка к выплате (в тыс.руб.) гр. 2 х гр. 3 |
10 | 65000 | 2026 | 131690 |
25 | 50000 | 5066 | 253300 |
30 | 25000 | 6079 | 151975 |
45 | 7000 | 9118 | 63826 |
60 | 3000 | 12158 | 36474 |
Итого | 150000 | 637265 |
2. Расчет дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок.
На сборы в отдаленных местностях привлекается из запаса 7000 офицеров, 3000 прапорщиков, 14000 сержантов и старшин, 26000 солдат и матросов.
Средний размер районных коэффициентов - 1,4.
Средний размер процентных надбавок - 40 процентов.
Сумма на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок составляет 80 процентов от суммы окладов денежного содержания.
Расчет ежемесячных сумм районных коэффициентов и процентных надбавок, подлежащих выплате за время сборов (в руб.)
Категории военнослужа- щих |
Средний размер оклада по воинскому званию |
Средний размер оклада по воинской должности |
Оклад денежного содержания гр.2 + гр.3 |
Сумма РК и ПН к выплате |
Офицеры | 858 | 1953 | 2811 | 2245 |
Прапорщики | 610 | 1554 | 2164 | 1731 |
Сержанты | 480 | 1387 | 1867 | 1494 |
Солдаты | 411 | 1193 | 1604 | 1283 |
Расчет дополнительной потребности (в год) на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок.
Средневзвешенная продолжительность военных сборов:
(10 х 65000 + 25 х 50000 + 30 х 25000 + 45 х 7000 + 60 х 3000):150000 = 21 день
Категории военнослужащих |
Количество военнослужащих (чел.) |
Сумма РК и ПН к выплате (в руб.) |
Сумма дополнительных расходов в месяц (в тыс. руб.) гр.2 х гр.3 |
Офицеры | 7000 | 2245 | 15715 |
Прапорщики | 3000 | 1731 | 5193 |
Сержанты | 14000 | 1494 | 20916 |
Солдаты | 26000 | 1283 | 33358 |
Итого | 50000 | 75182 |
Средняя ежегодная продолжительность сборов составляет 21 день, ежегодная дополнительная потребность в денежных средствах на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок составит:
75182:30 х 21 = 50930 тыс. руб.
Всего на реализацию указанного законопроекта необходимо дополнительно 688,2 млн.руб. в год. в том числе на выплату среднего заработка - 637,3 млн.руб., на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок - 50,9 млн.руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнения и изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в главы 21 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнения и изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует внесения изменений в:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 "Об утверждении положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 N 223, от 21.12.2000 N 999, от 08.08.2003 N 475, от 06.02.2004 N 51);
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 349).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.