Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Проект федерального закона имеет целью разрешить коллизию между нормами статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В пункте "а" части 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что должно соблюдаться примерное равенство численности избирателей в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Вместе с тем, в пункте 2 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.
Указанная норма Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства населения в представительных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Норма Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства сельского и городского населения в представительных органах муниципальных районов.
В связи с тем, что, как правило, в городах, входящих в состав районов, плотность населения значительно выше, чем в сельской местности, совместить эти условия оказывается практически невозможным.
Для разрешения этой коллизии предлагается дополнить часть 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положением, которое обеспечит гарантии примерно равного представительства сельского и городского населения в представительных органах муниципальных районов. С этой целью устанавливается, что при образовании избирательных округов по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального района средняя численность избирателей в избирательных округах на территории городских поселений устанавливается пропорционально отношению численности населения городского поселения к численности сельского населения, проживающего в районе. Данное положение должно действовать только в отношении муниципальных районов, в которых численность городского населения превышает численность сельского населения,
В связи с тем, что сельское население рассредоточено на значительно более обширных территориях чем городское, устанавливается, что численность избирателей в городских избирательных округах не может отличаться от средней более чем на 10%, а в сельских избирательных округах - более чем на 30%, а в отдаленных и труднодоступных местностях численность избирателей в отдельных округах может отличаться от средней более чем на 30%, но не более чем на 50%.
Необходимость обеспечения гарантий примерно равного количества представителей городского и сельского населения в представительном органе муниципального района, вызвана тем обстоятельством, что представительный орган муниципального района должен обеспечивать удовлетворение общественных потребностей населения всего района. Если указанные гарантии не будут установлены, существенное численное большинство депутатов, избранных от городских избирательных округов, предопределит приоритеты деятельности представительного органа муниципального района в пользу горожан.
Нормы, предлагаемые в законопроекте, разработаны в соответствии с принципами обеспечения гарантий конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, примененных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предложения 4-6 пункта "а" и пункт "б" части 4 статьи 18).
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержится ряд положений усиливающих роль представительных органов муниципальных образований в осуществлении местного самоуправления.
Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесены полномочия по оказанию ряда важнейших общественных услуг населению, обеспечивающих конституционные права граждан, в том числе начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, здравоохранение. Очевидно, органы местного самоуправления районов и входящих в их состав поселений будут тесно взаимодействовать при решении вопросов местного значения, отнесенных к их ведению.
Вместе с тем, численность представительного органа городского поселения может превысить численность представительного органа муниципального района, в состав которого входит городское поселение. Это связано с тем, что в части 7 статьи 35 минимально допустимая численность депутатов представительного органа муниципального района определена вне связи с численностью населения района и составляет не менее 15 депутатов. При этом установить более высокую минимально-допустимую численность депутатов представительного органа муниципального района представляется нецелесообразным в связи с тем, что численность населения районов и соотношение городского населения и сельского населения в них в различных субъектах Федерации значительно различается.
С целью обеспечения примерной пропорциональности представительства населения в представительных органах муниципальных районов и входящих в их состав городов предлагается, чтобы число депутатов, избираемых от городского поселения, входящего в состав муниципального района, составляло величину не меньшую половины, от минимального числа депутатов, определенного в части 6 статьи 35 для представительного органа поселения.
Это позволит избежать ситуации, при которой численность представительного органа достаточно крупного города (50-100 тыс. человек), входящего в состав района, будет значительно превосходить численность представительного органа района, в который он входит, учитывая, что численность сельского населения в районах в редких случаях превышает 20 тыс. человек.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребуется признать утратившими силу, приостановить, изменить или принять вновь какие-либо акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.