Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2004 г.
по проекту федерального закона N 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"
(второе чтение, повторно)
1. Часть третья статьи 6 законопроекта, разрешающая Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) направлять денежные средства на капитальное строительство и на социальное развитие системы фонда, не согласуется со статьей 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", определяющей цели, на которые могут быть направлены средства бюджета Пенсионного фонда.
2. В пункте 12 статьи 4 законопроекта при указании в качестве источника дохода бюджета Пенсионного фонда на 2005 год средств федерального бюджета, передаваемых в Пенсионный фонд на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливается, что порядок компенсации указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации. Данное положение в части отнесения к компетенции Правительства Российской Федерации определения порядка компенсации расходов не согласуется со статьей 34 вышеназванного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вступающего в силу 1 января 2005 года), в соответствии с которой компенсация расходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Положения статей 10 и 17 законопроекта, предусматривающие финансирование расходов на доставку пенсий, не согласуются со статьей 83 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" (принят 8 декабря 2004 года Государственной Думой), которая определяет финансирование расходов на доставку и пересылку пенсий.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата пенсии производится за текущий месяц. Однако статья 11 законопроекта предусматривает, что Пенсионный фонд вправе устанавливать размер норматива оборотных денежных средств в связи с необходимостью досрочного осуществления финансирования выплаты пенсий в отдельные месяцы финансового года, что не согласуется с вышеуказанной нормой Федерального закона и требует внесения в нее соответствующих изменений.
5. Статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность. В статье 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что средства бюджета Пенсионного фонда имеют целевое назначение и должны направляться только на цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. В связи с этим статьи# 18 законопроекта, предусматривающая финансирование в 2005 году расходов Пенсионного фонда на осуществление "дополнительных платежей" на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров не согласуется со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьей 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Кроме того, согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для неработающею населения страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые обязаны вносить страховые взносы (статья 9) за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен (статья 17). В случае нехватки указанных средств согласно статье 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" дефицит финансовой системы социального страхования в части обеспечения оплаты медицинской помощи покрывается за счет федерального бюджета путем предоставления дотаций, предусматриваемых при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, положения пункта 3 части 1 статьи 18 законопроекта вступают в противоречие с действующим законодательством в части определения Пенсионного фонда в качестве страхователя в системе обязательною медицинского страхования, замещения категории "страховой взнос" категорией "дополнительный платеж", изменения источника финансирования расходов по обязательному медицинскому страхованию неработающих пенсионеров.
6. Предусмотренная статьей 20 законопроекта передача средств Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, проходящим военную и приравненную к ней службу, не соответствует пункту 6 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", согласно которому только территориальный орган Пенсионного фонда устанавливает и выплачивает ежемесячную денежную выплату.
В статье 20 законопроекта также предусматривается передача средств Федеральной службе безопасности Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату инвалидам и гражданам, имеющим на нее право в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Исходя из данного текста законопроекта Федеральная служба безопасности Российской Федерации будет устанавливать и выплачивать ежемесячную денежную выплату всем категориям граждан, на которых распространяется действие вышеуказанных законов, а не только военнослужащим. Кроме того, передача средств Федеральной службе безопасности Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты не согласуется с частью третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и частью третьей статьи 4.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипататинском полигоне", которыми эта функция отнесена к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда.
Кроме того, передача средств указанным федеральным органам исполнительной власти не относится к предмету регулирования настоящего законопроекта.
Обращаем также внимание, что в соответствии со статьей 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В связи с этим, в абзаце первом статьи 20 законопроекта необходимо слова "Федерального регистра лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат" заменить словами "Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи".
7. В структуре доходов и расходов Пенсионного фонда на 2005 год (страница 10 приложения 2, страница 3 приложения 3, страница 6 приложения 4 к законопроекту) указываются средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. В связи с этим отмечаем, что в отношении перечисленных категорий граждан в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное правовое регулирование по установлению им с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты взамен предоставляемых в настоящее время натуральных льгот и компенсаций.
8. Коды бюджетной классификации, содержащиеся в приложениях 1 и 2 к законопроекту, не согласуются с кодами, используемыми в приложении 7 "Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации" и приложении 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В приложении 2 к законопроекту (страницы 3, 6) в качестве дохода бюджета Пенсионного фонда указываются недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд. Указанное# виды дохода необходимо привести в соответствие с приложением 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", которое определяет в качестве источника доходов недоимки, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд (код 1400310).
9. По представленному законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Статью 20 следует структурно оформить следующим образом:
Статья 20
Министерство.....:
1) Министерству...;
2) Федеральной.....
В связи с тем, что в статье 20 имеется указание на закон, который был изложен в новой редакции, то соответствующую ссылку следует уточнить и изложить следующим образом:
в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I).
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.