Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 110572-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан с целью приведения правовой нормы, изложенной в статье 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствие с нормами Федерального закона "О ветеранах".
В статье 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица, указанные в подпунктах "а" - "и" подпункта 1, в том числе "военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период" (подпункт "з").
В статье 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" категория ветеранов, указанная в подпункте "з", исключена из перечня участников войны, то есть им отказано в праве получать одновременно две пенсии (по старости и по инвалидности).
Подпункт "з" - это ветераны последнего военного призыва, 1926 и 1927 годов рождения, призванные в возрасте шестнадцати - неполных восемнадцати лет со сроком прохождения срочной службы 7 и 8 лет (без соответствующей законодательной базы). Они проходили военную службу в воинских подразделениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Среди этих солдат и офицеров - пограничники, минеры сухопутных войск и многие другие, которые шли следом за фронтом, решая фактически боевые задачи (разминирование, борьба с "лесными братьями" и т.д.), получая при этом ранения. Последний военный призыв обеспечил обороноспособность страны до 53 года.
Статус участника Великой Отечественной войны был закреплен за ними государственным законодательным актом - Указом президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года.
В своем заключении Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на том основании, что ветераны последнего военного призыва не принимали участия в боевых действиях и не входили в состав действующей армии.
Но среди 9 категорий участников войны есть категории, которые не принимали непосредственного участия в боевых действиях, тем не менее, они имеют право на получение двух пенсий.
По статистическим данным в 2000 г. в Российской Федерации проживало 130000 чел., относящихся к участникам Великой Отечественной войны и указанных в подпункте "з" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
При реализации закона сумма дополнительных расходов в первый год составит, примерно, 604.8 млн. руб, но следует учесть, что предполагаемая сумма будет ежегодно сокращаться, причем процент сокращения будет ежегодно увеличиваться. Самому молодому из них сейчас 76 лет. Необходимо поддержать участников последнего военного призыва.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу и приостановления действия ранее принятых законов и других нормативных актов или отдельных их положений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" потребует дополнительных расходов из Федерального бюджета на выплату второй пенсии лицам, относящимся к участникам Великой Отечественной войны и указанным в подпункте "з" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
По статистическим данным в 2000 г. в Российской Федерации проживало 130000 чел., относящихся к участникам Великой Отечественной войны и указанных в подпункте "з" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Из них 50% имеют инвалидность - это, примерно, 65000 чел.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (статья 16) им будет выплачиваться пенсия в размере 900 руб. Это средний размер пенсии, который соответствует II группе инвалидности (в дальнейшем - ограничению способности к трудовой деятельности II степени).
Количество лиц, относящихся к последнему военному призыву, ежегодно сокращается на 5%. Следовательно, сумму дополнительных средств следует рассчитывать на 56000 чел.
Сумма дополнительных расходов в первый год реализации Закона составит, примерно, 604.8 млн. руб. (56000 чел. х 900 руб. х 12 мес).
Следует учесть то, что предполагаемая сумма будет ежегодно сокращаться, причем процент сокращения будет ежегодно увеличиваться. Самому молодому из них сейчас 76 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.