Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О прибрежном рыболовстве"
Данный законопроект разработан в соответствии с федеральными законами "О животном мире" и "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Прибрежное рыболовство является чрезвычайно важной составляющей рыбохозяйственной отрасли. По данным ФАО оно дает порядка одной трети добычи мирового морского рыболовства. Особо значительную роль прибрежное рыболовство играет во многих приморских регионах, где оно является весьма важным, а зачастую, и ведущим компонентой экономики. Во многих странах мира более 90% рыбопродуктов, реализуемой в свежем и охлажденном виде, составляет именно продукция прибрежного рыболовства и аквакультуры. Помимо экономического аспекта прибрежного рыболовства чрезвычайно важным является аспект социальный. Создание каждого рабочего места рыбака автоматически влечет за собой создание, как минимум, 6-8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, рыбообработки, судоремонта и т.д. Суммарный социально-экономический эффект этой цепочки настолько велик, что во многих странах государством оказывается прямая или косвенная финансовая поддержка прибрежному рыболовству в тех случаях, когда первое звено, то есть непосредственно промысел, оказывается нерентабельным.
Анализ мировой практики и отечественного исторического опыта показывает, что основной целью прибрежного рыболовства является поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов на основе рационального использования водных биоресурсов прилежащих к их побережью морских районов, составляющих одну из основ жизни и деятельности населения соответствующих территорий.
В то же время, абсолютно очевидно, что прибрежное рыболовство является всего лишь одним из компонентов промышленного рыболовства. В следствие этого четко определить особенности данного законопроекта.
Во-первых, к таким особенностям относятся функции, которые выполняет прибрежное рыболовство в дополнение к задачам, решаемым индустриальным рыболовством:
- обеспечение социально-экономического развития и стабильности приморских регионов, выведение их из разряда дотационных, и прекращения оттока населения из них;
- обеспечение деятельности в данных регионах целого ряда других, связанных с рыболовством, отраслей, зачастую значительно более прибыльных, нежели сам промысел;
- обеспечение заселения, и развития отдаленных приморских территорий и, как следствие, закрепление здесь геополитического присутствия России.
Во-вторых, невозможность применения в большом ряде случаев действующих мер регулирования промысла и распределения прав на использование биоресурсов, таких как ОДУ, квотирование, закрепление долей, моновидовой промысел и т.д.
В-третьих, необходимость особого научного обеспечения, проведения государственного мониторинга и системы сбора статистических данных.
В-четвертых, особенности коммерциализации небольших по объему, но, многовидовых уловов прибрежных рыбаков. Большинство перерабатывающих предприятий, построенных еще в советское время, не приспособлены к этому, так как проектировались для приемки больших партий мороженного океанического сырья.
В-пятых, особенности институциональной организации прибрежного рыболовства. Малые рыболовецкие предприятия весьма уязвимы по отношению к природным и финансово-экономическим катаклизмам, по сравнению с крупными кампаниями. В связи с этим, они должны иметь возможность организовывать объединения, обладающие определенными правами, такими как совместное освоение квот, их перераспределение, осуществление финансовых операций и т.д.
В-шестых, в силу значительных различий климато-географических условий и развития социально-экономической структуры в различных приморских регионах России, следует применять дифференцированный подход к организации и регулированию прибрежного рыболовства. В некоторых районах его развивать просто невозможно и нецелесообразно. Освоение водных биоресурсов внутренних морских вод и территориального в подобных регионах следует вести экспедиционным флотом или вахтовым методом, но в юридическом плане, данное освоение не должно называться прибрежным рыболовством.
В-седьмых, значительная часть прибрежного рыболовства осуществляется на прибрежных промысловых участках, принцип распределения которых и мер регулирования на них промысла, практически не претерпел изменений с советских времен, что порождает многочисленные конфликты, злоупотребления и ведет к экономическим потерям в изменившихся условиях.
В-восьмых, система обучения и дипломирования членов экипажей малых и маломерных судов прибрежного рыболовства, должна быть существенно иной, с учетом того, что выполняемые ими функции и, соответственно, знания должны быть существенно шире, чем знания узких специалистов, работающих в составе экипажей больших судов.
В-девятых, учитывая то, что прибрежное рыболовство является неотъемлемой составляющей частью экономики приморских регионов, следует реализовывать стратегию его развития в тесной координации с общей стратегией социально-экономического развития данных регионов, то есть в рамках программ комплексного управления прибрежными зонами.
Следует также предусматривать необходимость частого пересечения судами прибрежного рыболовства границ территориального моря и, соответственно, введения для них режима упрощенного пограничного и таможенного оформления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О прибрежном рыболовстве"
В связи с принятием предложенного законопроекта не потребуется изменения или отмены иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О прибрежном рыболовстве"
Вносимый проект федерального закона "О прибрежном рыболовстве" не предполагает финансирования из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.