Пояснительная записка
к вопросу о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г.
Целью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг является урегулирование на двусторонней основе вопросов, связанных с переходом на общепринятую в международной торговле систему косвенного налогообложения по принципу страны назначения, в условиях отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления товаров. Данное Соглашение является важным этапом формирования единого экономического пространства.
При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на постановлении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2004 года N 458 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
Соглашение предусматривает, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. При этом данная норма не распространяется на товары, вывозимые с территории государства одной Стороны и ввозимые на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством государства другой Стороны.
Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
При импорте товаров на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны косвенные налоги взимаются налоговыми органами в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой Стороны, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в соответствии с законодательством государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на территорию государств Сторон.
Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы законодательства государств Сторон.
В настоящее время согласно статье 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" реализация товаров в Республику Белоруссия приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации, то есть налог на добавленную стоимость взимается по ставке в размере 18 процентов (или 10 процентов по определенному перечню товаров), а по подакцизным товарам взимаются акцизы по ставкам, действующим на территории Российской Федерации. При этом по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия, косвенные налоги на территории Российской Федерации не взимаются (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации). В связи с этим, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Данное Соглашение вступает в силу одновременно с даты последнего письменного уведомления по дипломатическом каналам о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур и применяется в отношении товаров, отгруженных с даты вступления его в силу.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к вопросу о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года
Целью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг является урегулирование на двусторонней основе вопросов, связанных с переходом на общепринятую в международной торговле систему косвенного налогообложения по принципу страны назначения (при экспорте товаров налог на добавленную стоимость и акцизы не взимаются, а при импорте товаров эти налоги поступают в бюджет государства-импортера), в условиях отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления товаров.
При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на постановлении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2004 года N 458 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
В настоящее время согласно статье 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" реализация товаров в Республику Белоруссия приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации, то есть налог на добавленную стоимость взимается по ставке в размере 18 процентов (или 10 процентов по определенному перечню товаров), а по подакцизным товарам взимаются акцизы по ставкам, действующим на территории Российской Федерации. При этом по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия, косвенные налоги на территории Российской Федерации не взимаются (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации). В связи с этим, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N. 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Реализация Соглашения не приведет к существенному уменьшению доходной базы федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.