Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
от 25 ноября 2004 г. по проекту федерального закона N 62957-4 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 62957-4 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2003 году осуществлялось в условиях продолжения реализации пенсионной реформы. В связи с началом формирования расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а у отдельных категорий застрахованных лиц - накопительного элемента трудовой пенсии, новыми направлениями деятельности Фонда было информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, инвестирование пенсионных накоплений, проведение мер, связанных с подготовкой к передаче средств пенсионных накоплений в управляющие компании, перерасчет страховой части пенсии работающим пенсионерам на основе данных индивидуального (персонифицированного) счета.
Бюджет Фонда за 2003 год исполнен по доходам в сумме 843 140,8 млн. рублей, что составляет 102,5 % к утвержденным доходам, по расходам в сумме 804 076,4 млн. рублей или 93 % к утвержденным расходам.
Бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 39 064,4 млн. рублей, при утвержденном федеральным законом о бюджете Фонда на 2003 год дефиците в размере 42 056,9 млн. рублей.
Исполнение основных показателей доходной части бюджета Фонда в 2003 году осуществлялось в условиях благоприятной экономической ситуации в стране. Фонд заработной платы в стране по отчету за 2003 год составил 3 258,0 млрд. рублей против 3 160,9 млрд. рублей, принятого в бюджетных проектировках для расчета поступлений в бюджет Фонда.
В бюджет Фонда за 2003 год из федерального бюджета перечислено средств единого социального налога, в сумме 368,24 млрд. рублей, что составляет 100,7% к объему, установленному бюджетом 2003 года.
Страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии поступило 339,29 млрд. рублей или 106 процентов к объему, установленному бюджетом 2003 года.
Страховых взносов в виде фиксированного платежа поступило 2,87 млрд. рублей, что составляет лишь 35,4% от установленного бюджетом на 2003 год из них 1,93 млрд. рублей на выплату страховой части и 0,94 млрд. рублей - на накопительную часть.
Недопоступление страховых взносов в виде фиксированного платежа обусловлено рядом причин. По данным ФНС России численность страхователей составляет 778 тыс. человек против принятой для расчета численности зарегистрированных страхователей, уплачивающих данные взносы, в количестве 5 млн. человек. В число зарегистрированных в Фонде плательщиков входили страхователи не осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не снятые с учета в органах Фонда, уклоняющиеся от уплаты платежей.
Кроме того, объем фиксированных платежей определялся в условиях отсутствия необходимой законодательной базы. Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, были утверждены Правительством Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 148.
Поступление сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в бюджет Фонда в связи с задолженностью, образовавшейся на 1 января 2001 года, составили 11,9 млрд. рублей или 95% от утвержденных бюджетом, из них суммы пеней и иных финансовых санкций в сумме 3,24 млрд. рублей или 97,5 процентов от плана.
По данным форм налоговой отчетности остаток указанной задолженности, в результате проведения мероприятий по ее реструктуризации на конец 2003 года составил 112,5 млрд. рублей.
В доходной части бюджета Фонда в качестве налогового дохода отражено поступление единого минимального налога в сумме 122,3 млн. рублей, которые бюджетом Фонда не предусматривались.
Средства из федерального бюджета на 2003 год, предусмотренные в сумме 50,32 млрд. рублей, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством, были полностью перечислены.
В части неналоговых доходов, в бюджет Фонда поступили средства в сумме 22,36 млрд. рублей, в том числе: доходы, полученные от размещения временно свободных средств Фонда в сумме 16,16 млрд. рублей; доходы от размещения средств Фонда, сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - 5,14 млрд. рублей; прочие поступления в Фонд в сумме 1,07 млрд. рублей.
Расходная часть бюджета Фонда за 2002 год была исполнена в сумме 804,08 млрд. рублей, или 93% к утвержденным бюджетом. По данным Счетной палаты Российской Федерации, недовыполнение установленного бюджетом Фонда показателя по расходам на обязательное пенсионное страхование в основном связано с тем, что фактическая среднегодовая численность получателей трудовых пенсий оказалась на 803,4 тыс. человек меньше, чем указанный показатель, использованный при планировании бюджета Фонда.
Расходы Фонда на выплату трудовых пенсий составили 720,8 млрд. рублей, или 99,1% к утвержденным показателям на 2003 год. Экономия плановых затрат по расходам на трудовые пенсии связана со снижением фактической среднегодовой численности получателей трудовых пенсий против плановой, а также за счет наличия приостановленных пенсионных дел (243,3 тыс. человек).
Индексация базовой части трудовой пенсии в 2003 году произведена дважды с 1 февраля на 6%; с 1 августа на 8%, в целом свыше чем на 14% (в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда - 11,3%), при годовой инфляции 12,5 процента.
Индексация страховой части трудовой пенсии (СЧП) с 1 февраля не производилась, так как индекс потребительских цен за второе полугодие 2002 года составил, по данным Госкомстата России 105,6%, т.е. не достиг предельного порога роста цен 6%. С 1 апреля 2003 г. было произведено увеличение СЧП на 12,6% (по бюджету Фонда - 11,2%); с 1 августа проведена индексация страховой части трудовых пенсий - на 8% (при планируемом - 5%). В целом за год страховая часть была увеличена на 21,6 процента.
Средний размер трудовой пенсии на конец 2003 года составил 1773,8 рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 292 рубля или 19,7 процентов.
В 2003 году впервые осуществлен перерасчет размера СЧП работающим пенсионерам по их заявлениям на основании сведений о страховых взносах, поступивших на застрахованное лицо после назначения пенсии, и корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Расходы Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в 2003 году составили 51,64 млрд. рублей, или 104,6% от утвержденной бюджетом суммы. Расходы Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и компенсаций, финансируемых из федерального бюджета - 50,57 млрд. рублей (бюджетом утверждено затрат по указанной статье 48,36 млрд. рублей); расходы на выплату пенсий другим категориям граждан также превысило показатели утвержденные бюджетом и составили 1,07 млрд. рублей, или 121,3%.
В результате образовалась некомпенсированная задолженность федерального бюджета перед Фондом в сумме 2,29 млрд. рублей погашение которой предусмотрено проектом бюджета Фонда на 2005 год.
Практика показывает, что сложившийся порядок взаиморасчетов федерального бюджета и бюджета Фонда по текущим платежам требует корректировки, поскольку Фонд зачастую вынужден авансировать выплату пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Кроме того размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом, установленной статьями 6 и 7 Федерального закона от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год", подлежащей реструктуризации и погашению начиная с 2003 года, по состоянию на 1 января 2004 года составила 14 433,87млн. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов в 2003 году было направлено 21,37 млрд. рублей, что составляет 93,6% к бюджетным назначениям и 2,7% в общих расходах Фонда. В основном расходы по разделам были осуществлены в рамках утвержденного бюджета, за исключением расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в объеме 95 млн. рублей, которые в 2003 году не производились.
Расходы Фонда на оказание социальной помощи составили 4,82 млрд. рублей, или 87,7% от бюджетных назначений. Из них: осуществлено финансирование расходов на улучшение условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения на сумму 2,96 млрд. рублей; на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам направлено 0,65 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона о бюджете Фонда временно свободные средства резерва бюджета Фонда в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года N 198 "О порядке размещения в 2003 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" были реализованы государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте на общую сумму 28,38 млрд. рублей и государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации, в сумме 9,8 млрд. рублей. Средства в полном объеме были направлены на финансирование выплаты пенсий для покрытия образовавшегося временного кассового разрыва в январе, феврале и в IV квартале 2003 года.
Остаток средств резерва бюджета Фонда за год сократился и составил по состоянию на 1 января 2004 года 100,44 млрд. рублей, из них 49,22 млрд. рублей денежных средств, 51,22 млрд. рублей размещено в ценные бумаги.
Общий объем доходов Фонда, связанных с накопительным финансированием трудовых пенсий, в 2003 году составил 52,76 млрд. рублей или 93,3% от утвержденных показателей.
Страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 46,67 млрд. рублей или 96,5% к объему, установленному бюджетом 2003 года.
Неисполнение в части поступлений по страховым взносам на накопительную часть пенсии обусловлено тем, что планирование платежей по ним осуществлялось по предварительным данным персонифицированного учета за 2001 год, которые недостаточно полно отражают распределение застрахованных лиц внутри диапазонов регрессивной шкалы.
Расходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий составили 1,28 млрд. рублей, из них на оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений - 0,02 млрд. рублей; расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовой пенсии - 0,33 млрд. рублей; уплаченного купонного дохода - 0,93 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений увеличился в 2003 году на 51,5 млрд. рублей и составил по состоянию на 1 января 2004 года 90,4 млрд. рублей.
Остаток средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2004 года, расчетно составил 8,1 млрд. рублей (из них 1,6 млрд. рублей - пенсионные накопления 2002 года и 6,5 млрд. рублей - пенсионные накопления 2003 года).
Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств пенсионных накоплений сформировавшийся 2003 года составили 1,27 млрд. рублей (бюджетом Фонда утверждено 2,75 млрд. рублей) или 46,1% от планируемых поступлений, а от размещения пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2002 году, соответственно 3,87 млрд. рублей или 90 процентов.
Исходя из изложенного, Комитет считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению:
установить по состоянию на 1 января 2004 года размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации, установленной в соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2000 год", и определить порядок и сроки ее погашения;
определить размер страховых взносов, не учтенных в общей и специальной частях индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 62957-4 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год".
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.