Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона разработан в целях усиления ответственности за административные правонарушения, связанные с невыполнением в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжений лица, проводящего эту операцию. Законопроектом предлагается установить в ст. 20.27 КОАП РФ в качестве меры административного воздействия, которая может выть применена в отношении гражданина, не исполнившего законное распоряжение лица, ответственного за проведение контртеррористической операции, административный арест этого гражданина на срок до 30 суток.
Возможность применения административного ареста на нарушение правового режима в зоне проведения контртеррористической операции на срок до 30 суток уже предусмотрена частью 1 ст. 3.9 КОАП РФ, однако не реализована непосредственно в статье 20.27. Как результат - отсутствует законодательный механизм практического применения данной нормы, т.к. в действующей редакцией КОАП РФ не определены должностные лица, уполномоченные инициировать возбуждение дела об административном нарушении, могущем повлечь за собой административный арест (в ст. 28.3 КОАП РФ). Кроме того, к компетенции судей (ст. 23.1 КОАП РФ) не отнесено право рассмотрения подобных дел, при том, что, в соответствии со статьей 3.9 КОАП РФ, административный арест не может быть назначен никем, кроме судьи.
В тоже время потребность в создании реального механизма применения данной нормы велика. Практика проведения специальными подразделениями правоохранительных органов силовых операций по освобождению заложников, удерживаемых террористами, показала настоятельную необходимость обеспечения сосредоточения всех рычагов управления контртеррористической операцией в оперативном штабе* и недопущения самопроизвольных действий со стороны граждан, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.
Опыт осуществления контртеррористических мероприятий показывает, что спонтанные действия гражданских лиц, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции, способны помешать ходу как переговорного процесса, так и силовой операции по освобождению заложников, вносят хаос, снижают эффективность действий специальных подразделений, увеличивают количество жертв.
Однако в настоящее время законные меры воздействия, установленные статьей 20.27 КОАП РФ, которые могут быть применены к гражданам, находящимся в зоне проведения операции не являются достаточно действенными, чтобы обеспечить единство управления операцией и не допустить спонтанных действий граждан. В случае, если гражданин не выполнит законное распоряжение властей (в том числе требование покинуть зону проведения операции), к нему может быть применено лишь административное задержание на срок до 3-х часов (ч. 1, ст. 27.5 КОАП РФ) и штраф до 20 МРОТ для граждан и 30 МРОТ для должностных лиц (ст. 20.27 КОАП РФ).
В то же время, удаление гражданина из зоны операции на 3 часа и наложение штрафа в 2-3 тыс. рублей, не всегда является действенной мерой в условиях крайнего психологического напряжения, вызванного террористической атакой и не гарантирует строгое выполнение гражданами требований штаба. Штаб, действуя в чрезвычайных обстоятельствах, должен обладать более жесткими рычагами воздействия на лиц, угрожающих своими непродуманными действиями эффективному проведению контртеррористических мероприятий.
Норма о возможности административного ареста, продекларированная в ст. 3.9 КОАП РФ, может законно применяться только при условии ее прямого упоминания в ст. 20.27 КОАП РФ. В предлагаемой новой редакции ст. 20.27 КОАП РФ к гражданину, не исполнившему законное требование лица, ответственного за проведение контртеррористической операции, может быть применен по решению суда штраф или административный арест до 30 суток. Кроме того, учитывая, что данная статья теперь будет предусматривать возможность применения ареста, то, в соответствии с частью 3 ст. 27.5 КОАП РФ предварительное административное задержание гражданина может достигать не 3-х, а 48-ми часов. Угроза санкций позволит повысить дисциплину в исполнении требований штаба. А граждане, отказавшиеся от исполнения требования штаба будут удалены из зоны операции на время, достаточное для завершения проведения контртеррористической операции.
Таким образом, предлагаемое изменение статьи 20.27 КОАП РФ позволит обеспечить практическое применение предусмотренных в КОАП РФ мер административного воздействия. В результате изменения, ответственные лица в оперативном штабе получат возможность инициировать возбуждение дела об административном правонарушении, а судья, рассматривающий дело, будет уполномочен принимать решение о назначении административного ареста. Тем самым будет усилен контроль и повышена эффективность управления в зоне проведения контртеррористической операции.
______________________________
* Необходимость создания штаба и его полномочия определены в ст. 10 закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
При принятии данного законопроекта признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в ст. 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой дополнительных расходов Федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.