Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 29 ноября 2004 N вн 2.2-1/3981
"По проекту федерального закона N 107436-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.П. Ковалем, А.В. Шевелевым
(первое чтение)
По поручению Совета Государственной Думы
от 16 ноября 2004 года (протокол N 55)
1. Проектом (подпункт "б" пункта 1 статьи 1) предлагается внести изменение в статью 8 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) в части уточнения понятия "страховые брокеры". В этой связи следует иметь в виду, что страховые брокеры не могут заключать и исполнять от своего имени, но в интересах и по поручению страховщика договоры страхования, поскольку в таком случае страховой брокер становится должником в страховом обязательстве, а принимать на себя ответственность по страховому обязательству имеет право только страховщик, получивший соответствующую лицензию (статьи 929, 934, 938 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Следует также иметь в виду, что страховыми брокерами - юридическими лицами могут быть только коммерческие организации, поскольку цель их деятельности связана с извлечение прибыли (см. статью 50 ГК РФ).
2. Пунктом 4 статьи 1 проекта предлагается новая редакция пунктов 5 и 6 статьи 32.6 Закона, где определяются понятия "ограничение действия лицензии" и "приостановление действия лицензии". Так, проектом под ограничением действия лицензии понимается запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, взаимного страхования, перестрахования, а также внесение в них изменений, влекущих увеличение размера обязательств субъекта страхового дела. Однако, ни в Законе, ни в ГК РФ не определены виды перестрахования (статья 13 Закона и статья 967 ГК РФ), в связи с чем новая редакция пунктов 5 и 6 статьи 32.6 нуждается в редакционной доработке.
3. Пунктом 5 статьи 1 проекта предлагается новая редакция статьи 32.8 Закона. Так, пунктом 2 предлагаемой проектом новой редакции статьи 32.8 определены основания для отзыва лицензии. При этом абзац 4 подпункта 1 пункта 2 новой редакции статьи 32.8 предусматривает отзыв лицензии "в иных случаях, предусмотренных федеральными законами". Представляется, что указанное положение нуждается в доработке. Учитывая, что рассматриваемый Закон является специальным, именно в нем и должен содержаться исчерпывающий перечень оснований для отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности субъектов страхового дела, а отсылка к другим федеральным законам в этой части недопустима.
Полагаем, что в пунктах 3 и 6 новой редакции статьи 32.8 следует вести речь не о решении "о прекращении своей деятельности", а о решении "о ликвидации субъекта страхового дела". Представляется, что такие юридические лица, созданные для осуществления деятельности в сфере страхования (см. пункт 3 статьи 4.1 Закона) и у которых отозвана лицензия, осуществлять какие-либо сделки и услуги в качестве юридического лица с общей правоспособностью не могут. Учредители (участники) либо орган таких юридических лиц должны принять решение о его ликвидации (статья 61 ГК РФ). Если же такое решение не будет принято, то орган страхового надзора обращается в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела (см. пункт 7 новой редакции статьи 32.8 Закона).
Абзац 2 пункта 4 новой редакции статьи 32.8 следует согласовать с пунктами 3 и 6 новой редакции этой статьи, поскольку, с одной стороны, согласно подпункту 3 пункта 3 и пункту 6 новой редакции этой статьи субъект страхового дела обязан до истечения шести месяцев после официального опубликования решения об отзыве лицензии осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), тогда как, с другой стороны, согласно абзацу 2 пункта 4 новой редакции этой же статьи передача страхового портфеля должна быть завершена по истечении четырех месяцев после официального опубликования решения об отзыве лицензии, причем такая передача должна осуществляться с согласия органа страхового надзора.
Согласно частям 3 и 6 новой редакции статьи 32.8 Закона, до истечения шести месяцев после официального опубликования решения об отзыве лицензии субъекты страхового дела обязаны возместить убытки, однако неясно о каких убытках идет речь. Данные положения нуждаются в доработке с учетом положений статьи 15 ГК РФ, согласно которым под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В предлагаемой проектом редакции статьи 32.8 необходимо четко определить, с какого момента прекращается действие лицензии и где должно быть опубликовано решение органа страхового надзора об отзыве лицензии.
Кроме того, из пункта 7 новой редакции данной статьи неясно, в какой срок в орган страхового надзора должны быть представлены документы, предусмотренные пунктом 6 новой редакции статьи 32.8 Закона (см. "или иного срока, установленного федеральным законом"). Представляется, что отсылка к иным федеральным законам в данном случае недопустима. Следует также отметить, что из данной редакции неясно, является ли обращение органа страхового надзора в суд с иском его правом или обязанностью.
4. Редакция пункта 2 статьи 2 проекта нуждается в уточнении, поскольку после отзыва лицензии страховая организация уже не является субъектом страхового дела (см; пункт 1 статьи 32 Закона). Предлагаем слова "страховая организация" заменить словами "организация, у которой отозвана лицензия".
5. Законопроект нуждается в существенной редакционной, лингвистической, а также юридико-технической доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы к использованию при законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 от 20 ноября 2003 года).
Так, в абзаце первом статьи 1 законопроекта перечисление источников официального опубликования необходимо изложить следующим образом: "(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4858)".
Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно). В связи с этим необходимо пункт 2 законопроекта поменять местами с пунктом 3 и оформить следующим образом:
2) в пункте 10 статьи 32 ...... (далее по тексту .........);
3) в статье 32.1:
а) в пункте 1 слова ....... (далее по тексту ...........);
б) в пункте 2 слова "Главный бухгалтер страховщика" заменить словами "Главный бухгалтер страховщика и страхового брокера";
в) пункт 3 признать утратившим силу;
Пункт 5 законопроекта рекомендуем оформить следующим образом:
5) статью 32.8 изложить в следующей редакции:
"Статья 32.8. Прекращение деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация
1. Основаниями ............. (далее по тексту) ............. решение суда.
2. Органом .............. (далее по тексту) .............. принимается:
1) в порядке ................. (далее по тексту) ............ надзора:
в случае неустранения .................. (далее по тексту) ............ лицензии;
в случае ................. (далее по тексту) .................. финансового года;
в иных .................... (далее по тексту) ............... федеральными законами;
2) по инициативе ................ (далее по тексту) ............... деятельности.
3. Решение органа страхового надзора ...................... (далее по тексту) .......................... федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии .................... (далее по тексту) ................... исполнительной власти.
4. До истечения шести месяцев ..................... (далее по тексту) ................... субъект страхового дела обязан:
1) принять ................. (далее по тексту) ............... деятельности;
2) исполнить ............... (далее по тексту) .............. страховым случаям;
3) осуществить ............. (далее по тексту) .............. страхового брокера;
4) возместить убытки.
5. В течение месяца ................. (далее по тексту) ................ деятельности страховщиков.
6. По истечении четырех месяцев ............... (далее по тексту) ................ о передаче обязательств.
7. До момента ................ (далее по тексту) .................. ежеквартально.
8. До истечения .............. (далее по тексту) .................. в орган страхового надзора:
1) решение о прекращении .................... (далее по тексту) ................... с учредительными документами;
2) информацию о наличии .................... (далее по тексту) ........................... возмещение убытков;
3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора (на ближайшую отчетную дату после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящей статьи);
4) оригинал лицензии.
9. В случае неполучения органом страхового надзора документов, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, до истечения шести месяцев .................... (далее по тексту) .................... индивидуального предпринимателя.".
В статье 2 законопроекта:
пункты 1 и 2 изложить следующим образом:
1) в пункте 1:
а) в абзаце пятом слова "с 1 июля соответствующего года" исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"До 1 июля следующего года страховая организация обязана осуществить действия, предусмотренные пунктами 4 - 8 статьи 32.8 Закона Российской Федерации (далее по тексту) с учетом внесенных в него настоящим Федеральным законом изменений.";
2) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"До 1 июля следующего года страховая организация обязана осуществить действия, предусмотренные пунктами 4 - 8 статьи 32.8 Закона Российской Федерации ................. (далее по тексту) ...................... с учетом внесенных в него настоящим Федеральным законом изменений.".
Обращаем Ваше внимание, что ссылка на пункты 3 - 6 статьи 32.8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" изменена в связи с произведенной коррекцией структуры статьи 32.8.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.