Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы от 17 декабря 2004 г.
"На проект федерального закона N 118923-4 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся политических партий)
Досье на проект федерального закона
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, пришел к следующему выводу:
Тема, затронутая в представленном законопроекте, является чрезвычайно важной и актуальной. Опыт партийного строительства последних лет показал, что политическая система России нуждается в совершенствовании. От состояния и развития партийной системы во многом зависит эффективность функционирования законодательной и исполнительной власти, призванных обеспечить защиту прав граждан и создать благоприятные условия для развития страны.
Именно поэтому в качестве одной из важнейших задач предложенной Президентом Российской Федерации политической реформы провозглашена повышение роли и престижа политических партий в современной России.
В целях укрепления политической системы страны представленным законопроектом вместо смешанной системы формирования Государственной Думы вводится пропорциональная система выборов в Государственную Думу, при которой депутаты избираются исключительно по партийным спискам.
Действующая ныне практика избрания половины состава депутатов по партийным спискам не лишена недостатков, одним из которых является слабая связь депутатов - списочников с избирателями в регионах.
Данный законопроект коренным образом изменяет саму основу построения пропорциональной системы выборов в Государственную Думу.
Прежде всего, в соответствии со статьей 36 законопроекта федеральный список кандидатов обязательном порядке делится на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом каждая региональная группа должна соответствовать субъекту Российской Федерации либо части его территории, либо группе субъектов Федерации. Таким образом региональная часть федерального списка кандидатов должна охватить собой всю территорию Российской Федерации.
Что касается общефедеральной части, то она должна состоять не более чем из трех кандидатов - видимо, самых ярких лидеров партии.
Немаловажной новацией законопроекта является также и новая методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов, которая позволит в дальнейшем избежать ситуации, когда большинство депутатских мандатов получают одна или несколько региональных групп кандидатов (статья 83).
Вместе с тем, отдельные положения законопроекта требуют дополнительной проработки.
1. Следует уточнить формулировку части 2 статьи 11 и части 1 статьи 64 законопроекта, касающуюся создания избирательных фондов региональными отделениями, в плане того, что указанные отделения вправе создавать избирательные фонды по решению политической партии.
2. Имеется некоторая внутренняя несогласованность между отдельными статьями законопроекта. Так, согласно части 6 статьи 64 международным организациям и международным общественным движениям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды для финансирования избирательной камлании. В то время как указанные организации и движения не включены в перечень, который приводится в части 7 статьи 55, тех субъектов, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. На наш взгляд, следует привести в соответствие указанные статьи представленного законопроекта.
3. Требует уточнения пункт 4 части 7 статьи 55 законопроекта. По Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (пункт 2 статьи 6) религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных организаций, которые являются юридическими лицами, и в форме религиозных групп, которые осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Религиозные группы, входящие в религиозные объединения, не будучи юридическими лицами, не вправе учреждать какие-либо организации. Кроме того, понятие "представитель" религиозного объединения законодательно не закреплено.
Поэтому данный пункт следовало бы изложить в следующей редакции:
"4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;".
4. В части 7 статьи 36 законопроекта используется не закрепленное в Федеральном законе "О политических партиях" понятие "руководитель" политической партии. В данном законопроекте не определено, кто им может являться - то ли это уполномоченный на то представитель, назначенный решением высшего руководящего органа партии, то ли это лицо, которому предоставлено партией право подписи на финансовых документах. Данное понятие следует уточнить.
5. Представляется необходимым уточнить положения ряда статей законопроекта, предъявляющие дополнительные требования к политическим партиям и их учредительным документам.
6. Подлежат уточнению также положения пунктов 4 и 5 статьи 64 законопроекта, касающиеся образования избирательного фонда регионального отделения, в том числе в случае образования региональной группы на части субъекта.
В целом предложенная законопроектом новая система парламентских выборов позволит обеспечить более широкую связь партийных структур с избирателем, а также повысить их ответственность перед обществом.
С учетом изложенного, Комитет считает необходимым поддержать данную законодательную инициативу.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.