Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 20 декабря 2004 г. N вн.2.2-1/4306
"По проекту федерального закона N 118923-4 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации" (к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
По поручению Совета
Государственной Думы
от 9 декабря 2004 года
(протокол N 62, пункт 16)
Согласно части 1 статьи 2 законопроекта законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляет, в частности, Конституция Российской Федерации. В связи с тем, что Конституция Российской Федерации не является законодательным актом, отнесение ее к законодательству о выборах депутатов Государственной Думы неправомерно и, поэтому предлагается установить, что указанное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 5 законопроекта гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в законную силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Обращаем внимание на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает указанного вида наказания. Более того, данное положение законопроекта противоречит статье 1 Закона СССР от 25 декабря 1958 года "Об отмене лишения избирательных прав по суду", согласно которой отменяется применение лишения избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания.
Терминологию статьи 6 проекта, а также иных положений законопроекта, касающихся назначения выборов Президентом Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с терминологией, употребленной в статье 84 (пункт "а") Конституции Российской Федерации, о том, что Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы.
Согласно частям 3 и 5 статьи 6 законопроекта если Президент Российской Федерации не назначит в установленный законом срок выборы, а также если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, то указанные выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Обращаем внимание, что Конституция Российской Федерации не предусматривает указанного механизма.
Часть 4 статьи 6 проекта дублирует статью 109 (часть 2) Конституции Российской Федерации. При этом обращаем внимание, что нормы, содержащиеся в статьях 109 (часть 2), 111 (часть 4), 117 (часть 4) Конституции Российской Федерации, предусматривают принятие решения о назначении выборов, а не досрочных выборов, как это предусмотрено в указанной части статьи 6 проекта и иных положениях законопроекта.
Часть 2 статьи 13, часть 1 статьи 14, часть 2 статьи 15, часть 4 статьи 23, часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 51, части 1 - 3 статьи 60, часть 9 статьи 61, часть 1 статьи 72 проекта предусматривают полномочия органов местного самоуправления, которые не содержатся в перечне вопросов местного значения, определенном статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии с частью 5 этой же статьи указанного Федерального закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако законопроект не содержит положений о предоставлении указанных субвенций. Не содержится в законопроекте и иных положений, которые должны в нем содержаться в соответствии с частью 6 статьи 19 указанного Федерального закона.
Полагаем, необходимо уточнить часть 6 статьи 16 проекта в части распространения особого порядка (голосование по открепительному удостоверению) на голосование в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно части 6 статьи 22 проекта в случае, если политической партии отказано в регистрации федерального списка кандидатов либо регистрация выдвинутого федерального списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенных такой политической партией, прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены или аннулирования регистрации федерального списка, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. Данное положение нуждается в уточнении, поскольку решение об аннулировании регистрации федерального списка кандидатов также может быть обжаловано в суд.
Часть 3 статьи 31 проекта предусматривает порядок направления Государственной Думой приглашений иностранным и международным наблюдателям. Следует отметить, что статья 101 (часть 4) Конституции Российской Федерации предусматривает, что Государственная Дума принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В связи с изложенным, предлагается уточнить данное положение.
Согласно последнему предложению части 8 статьи 43 проекта сведения о результатах проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений, полученные по каналам Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными. В этой связи не ясно, кто является должностным лицом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, поскольку понятие "должностное лицо" в федеральном законодательстве имеет разное содержание. В этой связи и в связи с тем, что данный вопрос имеет значение для надлежащей реализации прав граждан, предлагается указать лиц, обладающих указанным правом. Аналогичное замечание относится и к пункту 2 части 12 этой же статьи.
Согласно части 21 статьи 43 проекта уполномоченный представитель политической партии в случаях, установленных данной частью, вправе получить в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. В связи с тем, что сведения о результатах проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений, полученные по каналам ГАС "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными, необходимо дополнить данную часть положением о том, что в этом случае предоставляется копия документа, подготовленного с использованием ГАС "Выборы" на бумажном носителе, и подписанного определенным лицом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Данное уточнение необходимо, поскольку официальный документ на бумажном носителе до его изготовления указанным выше способом отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 55 проекта под предвыборной агитацией признается указание на то, за какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель. При этом законопроектом не предусматривается голосование за кандидата (кандидатов), а предусматривается голосование за федеральный список кандидатов или против всех федеральных списков кандидатов. Аналогичные замечания относятся и к части 2 этой же статьи о том, что признаются предвыборной агитацией действия, которые имеют целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) или против него (них). В связи с изложенным данные положения необходимо уточнить.
В соответствии с частью 2 статьи 71 законопроекта при Центральной избирательной комиссии предусматривается создание контрольно-ревизионной службы с привлечением специалистов государственных органов, иных органов и организаций, причем согласно части 3 указанной статьи на период работы в контрольно-ревизионных службах эти специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение из средств избирательных комиссий. Однако из редакции данной статьи не ясно, является участие указанных специалистов в работе контрольно-ревизионных служб государственной или общественной обязанностью, требуется ли согласие указанных специалистов в работе этих служб, поскольку это не входит в их должностные обязанности. В случае, если эта работа будет являться для них государственной или общественной обязанностью , то это войдет в противоречие со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность по выплате компенсации за привлечению работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возлагается на государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Частью 12 статьи 72 проекта предусматривается, что на выборах депутатов Государственной Думы могут использоваться комплексы для электронного голосования, что противоречит части 8 статьи 75 проекта, предусматривающей, что голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака.
В соответствии с частью 4 статьи 77 проекта участковая комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. При этом извещение избирателя о принятом решении не предусматривается.
Часть 2 статьи 89 проекта предусматривает срок принятия Государственной Думой постановления о прекращении полномочий депутата Государственной Думы. Полагаем, что вопрос о прекращении полномочий депутата Государственной Думы не является предметом федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, а относятся к предмету регулирования Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Требует уточнения положение части 4 статьи 92 проекта, поскольку неясно, почему суд принимает решение о "проведении повторного подсчета голосов", если речь идет о нарушениях законодательства о выборах без указания, на каком этапе их проведения нарушения допущены.
Положения законопроекта об участии региональных отделений политических партий необходимо согласовать с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях", согласно которому региональные отделения политической партии принимают участие в выборах только в случаях, установленных уставом соответствующей политической партии.
Законопроектом по сравнению с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматриваются иные сроки осуществления отдельных избирательных действий. Например, часть 2 статьи 6 проекта устанавливает, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 90 дней, когда как в соответствии с пунктом 2 статьи 10 указанного Федерального закона - 80 дней; часть 6 статьи 13 проекта устанавливает, что избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней, когда как в соответствии с пунктом 2 статьи 19 указанного Федерального закона - 45 дней; часть 2 статьи 56 проекта устанавливает, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней, когда как в соответствии с пунктом 2 статьи 49 указанного Федерального закона - 30 дней.
Необходимо уточнить используемые в законопроекте условные наименования органов исполнительной власти.
По законопроекту имеются и иные замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.