Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
На основе Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" на 1 января 2004 года функционировало 307 кредитных, 157 обслуживающих, 413 перерабатывающих, 413 сбытовых сельскохозяйственных кооперативов, а также 20754 производственных сельскохозяйственных кооперативов, которые на сегодня являются преобладающей организационно правовой формой ведения сельскохозяйственного производства в Российской Федерации. Их численность составляет 40 процентов от общего числа сельскохозяйственных организаций.
Данные формы хозяйствования во многом продолжают трансформироваться к условиям рыночных отношений, что требует соответствующей корректировки норм Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон) особенно в части обеспечения прав и законных интересов членов и ассоциированных членов кооператива, защиты самих кооперативов и их имущества от незаконных посягательств.
В этих целях настоящим законопроектом предусматривается следующее:
- Регламентируется порядок передачи (продажи) паев членами кооператива третьим лицам, включая письменное извещение членов кооператива о такой передаче пая; обязательное вступление, с согласия кооператива, лица, приобретшего пай, в члены кооператива; право кооператива отказать лицу, передающему пай, в такой передаче; не допущение передачи пая третьим лицам частями. Здесь же вводятся нормы, устанавливающие дату прекращения членства в кооперативе, что действующим Законом не было предусмотрено.
- Устанавливается порядок заключения сделок кооператива.
- В целях усиления контроля за сделками, в которых присутствует конфликт интересов (сделки с участием руководителей кооперативов, их родственников, а также владельцев пая, размер которого составляет более 10 процентов от паевого фонда кооператива), предусматривается обязательное оглашение на общем собрании заключения аудиторского союза о правомерности указанной сделки и ее совместимости с интересами кооператива и ассоциированных членов кооператива.
- На практике нередки случаи, когда отдельные руководители кооперативов и их приближенные, сконцентрировав у себя основную массу паев членов кооператива, реорганизуют кооператив в общество, где контрольный пакет акций будет у руководителя. При этом, члены кооператива нередко вводятся в заблуждение относительно судьбы своих паев, своего трудоустройства в новом хозяйстве и условий своего трудоустройства и, как правило, нарушаются нормы Гражданского кодекса и Закона о возможности такой реорганизации только по единогласному решению членов кооператива.
- Во избежании подобных случаев законопроект предусматривает нормы, регламентирующие порядок принятия решений о реорганизации, включая порядок уведомления членов кооператива об общем собрании, где будет решаться вопрос о реорганизации кооператива. Законопроектом определяются условия, при которых возможны реорганизация кооператива, включая обязательное присутствие на собрании, где решается вопрос о реорганизации, представителя аудиторского союза, который обязан там огласить свое заключение на целесообразность преобразования кооператива и проконтролировать соблюдение при этом правовых норм.
- В законопроекте уточняются нормы, регулирующие вопросы паевых взносов, паевого и неделимого фонда кооператива. В этих целях предлагается уточнить понятие приращенного пая, по которому он может формироваться как за счет прибыли, так и (или) иных средств кооператива. Уточняется порядок формирования неделимого и резервного фондов кооператива, порядок погашения приращенных паев членов кооператива и порядок расчетов с выбывающими из кооператива.
- Предусматривается установить нижний предельный размер обязательного паевого взноса члена производственного кооператива в размере не менее 1000 рублей. На практике размер обязательного паевого взноса достигает в отдельных кооперативах порой 50 - 100 рублей.
- Уточняется порядок корректировки паевого фонда кооператива в случае, если он превышает размер чистых активов. Предлагается ограничить общую сумму размера паевого взноса одного члена кооператива, которая не должна превышать более чем в пять раз сумму среднего размера паевого взноса, приходящегося на одного члена кооператива. Данная норма будет способствовать сохранению кооператива от концентрации преобладающей части имущества кооператива в собственности не многих и преобладающего экономического влияния одного-двух членов кооператива на кооператив в целом.
- Законопроект предусматривает в отношении членов производственного кооператива, прекративших в нем трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию или по состоянию здоровья, а также в иных случаях, предусмотренных уставом кооператива, обязанность правления кооператива переоформить членство этих граждан в кооперативе в ассоциированное, а в случае отказа от такого переоформления - следует утрата членства в кооперативе, что поможет устранить встречающиеся на практике случаи, когда прекративший в производственном кооперативе трудовую деятельность, остается членом кооператива, что противоречит Закону.
- Законопроектом в значительной мере расширяются нормы, регламентирующие порядок созыва и проведения общих собраний членов кооператива и принятия на них решений.
В частности:
уточняется круг лиц и органов кооператива осуществляющих созыв и проведение внеочередных общих собраний кооператива;
уточняются сроки и порядок уведомления об общем собрании членов кооператива. В случае наличия в кооперативе ассоциированных членов кооператива предусматривается порядок проведения собраний этой категории членов кооператива по выборам от них представителей на общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных);
в кооперативах, число членов или ассоциированных членов которых превышает 200, может быть предусмотрен порядок уведомления об общем собрании в печатном издании, предусмотренном уставом кооператива;
в кооперативах численностью свыше 100 членов кооператива решение по особо важным вопросам (принятие устава и изменения к нему, выборы органов управления кооператива, реорганизация и ликвидация кооператива и др.) должны приниматься только бюллетенями для голосования.
- Законопроект дополняет Закон нормами, регламентирующими периодичность проведения заседаний наблюдательного совета, порядок оформления его заседаний протоколом и объявления повестки дня, а также функции председателя наблюдательного совета.
- Законопроектом предлагаются дополнительные нормы регулирования создания и деятельности аудиторских союзов с целью повышения их возможности защищать интересы членов кооператива и его имущества. Так водятся нормы, не допускающие вступление аудиторского союза в союз, который является его членом; детализируются случаи созыва общего собрания кооператива по требованию аудиторского союза; вводится норма, позволяющего аудиторскую проверку по требованию и за счет отдельного члена или ассоциированного члена кооператива;
- В целях совершенствования деятельности кредитных сельскохозяйственных кооперативов законопроект предусматривает:
уточнение круга лиц, имеющих право быть членом кредитного сельскохозяйственного кооператива;
отнесение к компетенции общего собрания (подпункт "б" пункта 12 законопроекта) вопроса утверждения договора на залог имущества в качестве обеспечения исполнения обязательств кооператива по его кредитам;
дополнение пункта 7 статьи 37 Закона нормой, согласно которой запрет на изъятие имущества кооператива по его долгам не распространяется на имущество кооператива, переданное в залог для обеспечения займов, полученных от кредитного кооператива, членом которого состоит данный кооператив;
уточнение норм статьи 40.1 Закона, регулирующих деятельность кредитных кооперативов в части заключения беспроцентного договора.
Законопроектом предлагается дополнить статью 39 Закона перечнем документации, которую кооператив обязан вести и хранить. Ряд норм законопроекта направлен на устранение внутренних противоречий и юридикотехническое совершенствование Закона.
Принятие настоящего законопроекта в значительной мере повысит устойчивость деятельности сельскохозяйственных кооперативов, обеспечит большее участие членов кооператива в управлении их деятельностью.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" предусматривается признать утратившими силу:
1) пункт 2 в части внесения изменения в подпункт 3 пункта 3 статьи 12, а также абзац второй пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 18 февраля 1999 года N 34-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 973);
2) абзацы четвертый и пятый пункта 2, абзац третий пункта 25 и абзац шестой пункта 26 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 73-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2248).
Признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.