Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Законопроект) направлен на расширение возможностей выпуска облигаций. Основные изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", сводятся к следующему:
1) установление возможности залога имущественных прав требования, носящих денежный характер, в обеспечение исполнения обязательств по облигациям;
2) установление возможности досрочного погашения облигаций как по инициативе владельцев облигаций, так и по инициативе эмитента облигаций;
3) уточнение правил выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента;
4) установление возможности выпуска рисковых облигаций - возможности обусловить исполнение по облигациям рисками, которые могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц.
2. В настоящее время Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" ограничивает возможность залога по облигациям только недвижимым имуществом и ценными бумагами (статья 27.3), что исключает возможность залога иного имущества, в том числе имущественных прав. Между тем залог прав требования, носящих денежный характер, отвечает интересам эмитентов, предоставляя им новую возможность по обеспечению исполнения облигационных обязательств и тем самым повышая привлекательность облигаций для инвесторов. В ведении возможности залога таких имущественных прав заинтересованы и инвесторы, поскольку заложенные денежные требования легко оцениваются и соотносятся с размером денежных требований по облигациям.
С учетом этого Законопроект предусматривает возможность залога прав требования по денежным обязательствам при выпуске облигаций (п. 1 статьи 1, новая редакция 1 абзаца 1 части 1 статьи 27.3).
3. В действующем законодательстве отсутствуют прямые указания относительно возможности досрочного погашения облигаций. Хотя такая возможность подразумевается общими правилами гражданского законодательства (на этом, в частности, основано упоминание возможности досрочного погашения облигаций в Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс), закрепленные в законе правила досрочного погашения облигаций отсутствуют.
Законопроект (п. 2 статьи 1, новая статья 27.6) устанавливает, что решение о выпуске может предусматривать право эмитента погасить все или часть облигаций досрочно. Установление такого права может быть полезно для эмитента с учетом возможного изменения экономических условий (например, уменьшения стоимости заимствований на рынке, позволяющего эмитенту получить средства по ставке меньшей, чем была определена облигациями) и его заинтересованности в управлении своим долгом (в том числе в уменьшении задолженности). Данная практика широко применяется на развитых рынках и все более распространяется в России, что в отсутствие законодательного регулирования представляет определенную опасность для интересов как эмитента, так и владельцев облигаций.
Законопроект устанавливает, что решение о выпуске может предусматривать право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения. Тем самым эмитент может повысить привлекательность облигаций для инвесторов, предусмотрев при этом срок, по истечении которого такого рода требования могут заявляться.
Важным для обеспечения возможности досрочного погашения является закрепление возможности погашения облигаций по особой стоимости, которая может отличаться от номинальной стоимости. Законопроект предусматривает, что такая стоимость - стоимость досрочного погашения или порядок ее определения должны содержаться в решении о выпуске. Кроме того, в интересах владельцев облигаций предусматривается, что, если решение о выпуске предусматривает досрочное погашение не всех, а только части облигаций, - это может поставить владельцев облигаций в неравное положение - решение о выпуске должно предусматривать порядок определения облигаций, подлежащих досрочному погашению.
4. В настоящее время выпуск облигаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 816) и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", а также Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ". В соответствии с законами облигация может удостоверять права на получение номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Тем самым законодательство делает облигации не только инструментом оформления отношений займа, но и универсальным инструментом для оформления иных обязательственных отношений, как денежного так и неденежного характера. К сожалению, в России возможности облигаций как универсального инструмента не были реализованы, что отчасти было связано с отсутствием четкого законодательного регулирования выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента. В настоящее время, существует нормативное регулирование выпуска только жилищных сертификатов, которые являются видом облигаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов".
В соответствии с Законопроектом (новая статья 27.7) предоставление имущественного эквивалента по облигации в зависимости от условий выпуска может осуществляться по усмотрению эмитента или по требованию владельца облигаций.
Законопроект указывает, какое имущество может быть имущественным эквивалентом, включая в него вещи (кроме денег), услуги, а также принадлежащие эмитенту права требования по договорам (включая права требования по кредитным договорам и договорам займа). Тем самым устанавливается правовой режим для выпуска таких облигаций, как, например, "телефонные облигации" (облигации, предусматривающие установку их владельцу телефона) и "облигации, связанные с кредитом", которые в ряде случаев могут предусматривать возможность передачи прав требований по кредитным договорам (договорам займа), с которыми связано исполнение обязанностей по облигациям.
5. Законопроект (новая статья 27.8) закрепляет возможность выпуска рисковых облигаций, то есть облигаций, которые предусматривают особые условия погашения в зависимости от рисков, указанных в решении об их выпуске. Такие риски могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц, а также правовыми и экономическими условиями.
Представляется, что возможность выпуска такого рода облигаций в настоящее время подразумевается широкими возможностями определения условий обязательств, предоставляемыми гражданским законодательством. В связи с этим возникает опасность размещения таких облигаций среди граждан, которые будут не в состоянии оценить риски, которые связаны с инвестированием средств в данные ценные бумаги.
Учитывая это, а также присущий таким облигациям риск, Законопроект ограничивает возможность приобретения рисковых облигаций гражданами за исключением случая, когда такие облигации принадлежат им как часть имущества, составляющего паевый инвестиционный фонд и находящегося под профессиональным управлением.
Упоминание в Федеральном законе "О рынке ценных бумагах" возможности выпуска рисковых облигаций, а также перечисление возможных рисков, с которыми может быть связано исполнение по облигациям, имеет большое значение для легитимации выпуска таких облигаций. В частности, введение в закон прямых указаний о такой возможности исключает сомнения относительно возможности выпуска "облигаций, связанных с кредитом", поскольку обеспечивает эмитенту возможность связать исполнение своих обязательств с исполнением перед ним обязательств третьего лица по возврату кредита. Так, облигация может предусматривать, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по указанному в решении о выпуске облигаций кредитному договору срок выплаты процентов и (или) срок погашения облигаций продлеваются до исполнения соответствующих обязательств третьим лицом, а сумма процентов и (или) сумма погашения уменьшаются соразмерно тому, что в результате будет получено от третьего лица.
6. Учитывая изложенное, Законопроект обеспечивает расширение возможностей для выпуска облигаций, с одной стороны обеспечивая потребности инвесторов в расширении круга финансовых инструментов, обращающихся на российском рынке ценных бумаг, а с другой стороны - потребности эмитентов в расширении возможностей для финансирования и управления своим долгом. Одним из важных результатов принятия данного законопроекта является создание правовых условий для рефинансирования финансовых организаций благодаря такому широко распространенному в мире инструменту как "облигации, связанные с кредитом", а также комплексному управлению кредитными и иными рисками. Законопроект обеспечивает законодательный баланс между интересами эмитентов и инвесторов при выпуске облигаций, основанный на определении существенных условий обязательств между ними, предоставлении им значимой информации об облигациях и, в случае рисковых облигаций, - путем введения запрета для граждан на владение такими облигациями.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В настоящий момент правоотношения, возникающие в процессе выдачи и обращения облигаций, регулируются следующими законодательными актами:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации,
- Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг",
- Федеральный закон РФ "Об ипотечных ценных бумагах",
- Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Финансово-экономическое обоснование
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует принятия, изменения или отмены иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.